Сегодня Sotheby’s открывает Русские торги в Лондоне
В каталогах аукционов 2 и 3 июня — полотна советских художников из собрания Международной Конфедерации Союзов Художников, а также шедевры из крупнейшей частной коллекции русского авангарда, в том числе работа К. Малевича
Сегодня и завтра, 2 и 3 июня аукционный дом Sotheby’s проводит в Лондоне Русские торги. В каталоги четырех аукционов вошли работы из двух известных коллекций — собрания Международной Конфедерации Союзов Художников и крупнейшей немецкой частной коллекции русского авангарда. Из первого собрания на торги выставлены 22 полотна советских художников — это первое столь представительное собрание советской живописи в истории аукционов Sotheby’s. А из немецкой частной коллекции будут предложены 11 картин начала ХХ века, большинство их прежде никогда не выставлялось на торги. Топ-лотом этой коллекции станет работа Казимира Малевича «Голова крестьянина» — впервые произведение Малевича появляется на торгах со времен продажи «Супрематической композиции» за 60 миллионов долларов на аукционе Sotheby’s в 2008 году. «Голова крестьянина» относится к числу последних значимых произведений художника, оставшихся в частных собраниях.
Аукцион русского искусства, который пройдет в Лондоне 3 июня, представляет более 200 изделий российского фарфора, отражающих развитие русской культуры, истории и промышленности за последние два столетия.
Расписание Русских торгов Sotheby’s:
2 июня: Вечерние торги произведений русского искусства
3 июня: Дневные торги произведений русского искусства
3 июня: Русский и Советский Фарфор 1825–1985 годов из частного собрания
3 июня: Произведения русского искусства, Фаберже и Иконы
Двадцать две работы из собрания Международной Конфедерации Союза Художников
На вечерних и дневных торгах Sotheby’s 2 и 3 июня будут представлены 22 картины и графических произведения из знаменитой коллекции Международной конфедерации союзов художников, преемницы Союза Художников СССР — одной из немногих организаций, обладавших правом покупать работы у художников в советское время. За десятилетия своего существования Союз Художников собрал почти 50 тысяч произведений. Сегодня его фонды сопоставимы с собраниями крупнейших российских музеев по спектру и разнообразию произведений.
На вечернем аукционе 2 июня будут представлены работы музейного уровня кисти Александра Дейнеки, Георгия Нисского и Юрия Пименова. Каждая из них была в свое время приобретена непосредственно у автора и впервые выставляется на продажу.
Эта известная работа Дейнеки создана в годы, когда художник уже получил признание. Ее часто называют «последним грандиозным достижением», своеобразной «лебединой песней», подытоживающей творческий путь. В картине чувствуется влияние конструктивизма. Характерное для Дейнеки изображение мускулистых, крепких, порой нарочито грубых фигур, уступает место образу femme fatale — женственному, но одновременно уверенному и стойкому. Картина участвовала во множестве выставок, и ее можно назвать самым важным произведением Дейнеки, когда либо выставлявшимся на аукцион.
В картине «Воспоминание о военном пайковом хлебе» Юрий Пименов противопоставляет тяжелые военные времена оптимизму настоящего: изможденные люди на картине расположены в залитой светом комнате, где есть еда и вино.
Одно из знаковых изображений послевоенной эпохи и первое значительное произведение художника на публичных торгах. Картина написана во время стремительного развития авиационной промышленности. Центральное место на полотне занимает самолет, символизирующий новейшие достижения технологий, а пережитки прошлого: старая телега, одинокая фигура и церковный шпиль видны далеко на горизонте. Немного более ранняя версия полотна находится в коллекции Государственного Русского музея.
Коллекция русского авангарда
Из немецкой частной коллекции на вечерний аукцион будут выставлены 11 картин начала ХХ века, большинство из них прежде никогда не попадало на открытые торги. Коллекция включает одно из самых важных произведений Михаила Ларионова, когда-либо выставлявшихся на торги, а также ранние картины Аристарха Лентулова, Кирилла Зданевича, Варвары Степановой и графический эскиз Казимира Малевича. Столь значимая коллекция русского авангарда выставляется на публичный аукцион впервые.
Холст «Дети с зонтиками» Аристарха Лентулова относится к периоду существования художественной группы «Бубновый валет», очень популярного среди коллекционеров в последнем десятилетии. Полотно участвовало в крупных выставках. В последний раз оно выставлялось на аукцион 40 лет назад.
«Месильщики теста» — одна из самых значимых картин Михаила Ларионова из оставшихся в частных руках. Ее плоские фигуры, смелые очертания и простая композиция демонстрируют все характеристики лучших работ Ларионова данного периода. В последний раз полотно выставлялось в Великобритании в 1961 году. Это событие отмечено в знаменитом списке произведений Ларионова и Наталии Гончаровой, опубликованном Эли Эганбюри в 1913 году. Кроме того, когда-то эта работа находилась в знаменитой коллекции Эжена Робина, которому принадлежал и ранний шедевр Ларионова «Голубая свинья», ныне находящийся в коллекции центра Помпиду.
Захватывающий провенанс и отлично документированная история участия в выставках придают этюду Малевича «Голова крестьянина» особую ценность. Эскиз к монументальному утерянному холсту «Крестьянские похороны» был одной из 70 работ, выставленных художником в Берлине в 1927 году, все они были оставлены художником в Германии. Произведения Малевича подобного уровня появляются на рынке, возможно, раз в десятилетие.
Такая большая живописная работа Кирилла Зданевича впервые выставляется на торги. Некогда полотно «Кафе “Этуаль”» принадлежало Михаилу Ларионову. Картина показывает увлечение художников первой волны русского авангарда народным и примитивным искусством. Зданевич изобразил владельца духана во время поездки в Грузию со своим братом, работа отсылает нас к картинам Пиросмани.
«Пуристская композиция» Александры Экстер является ярким примером творчества художницы середины 1920-х годов, когда она находилась под влиянием Фернана Леже и Амеде Озанфана. Этот натюрморт с бутылками и бокалами некогда принадлежал коллекции Семёна Лиссима (Нью-Йорк).
«Фигура с гитарой» — первая значительная работа Варвары Степановой на аукционе за последнее время. Она запечатлена на фотографии, которая была снята в арендованной у Кандинских в 1920 году квартире, и принадлежит серии картин с изображениями музыкантов, цирковых артистов и спортсменов в разных позах, начатой художницей между 1919 и 1921 годами.
Другие топ-лоты предстоящих торгов
Торги произведениями русского декоративно-прикладного искусства 3 июня
Дневные Русские торги 3 июня представляют собрание редких предметов, связанных с историей и культурой России. В частности, в каталог вошли более 200 статуэток из крупнейшей частной коллекции советского фарфора. Предполагаемая суммарная стоимость коллекции превысит 1 миллион фунтов стерлингов.
Важное место на торгах займут и произведения ювелирного дома Карла Фаберже. Два драгоценных портсигара, принадлежавших последней российской императрице Александре Фёдоровне и её тестю, императору Александру III, впервые будут выставлены на торги более чем за 100 лет со времени их изготовления. Но самым интересным предметом на предстоящих торгах станет великолепный серебряный ларец Фаберже, оформленный по мотивам русских сказок. Выполненная в форме головы витязя из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» внушительная вещь весом более пяти килограммов выставляется на продажу за 350–500 тысяч фунтов стерлингов.
Императорские подарки
Серебряный портсигар, украшенный выгравированными подписями последней российской императрицы Александры Фёдоровны и её пятерых детей, был подарен Николаю Дмитриевичу Семенову-Тянь-Шаньскому — молодому флотскому офицеру, служившему на королевских яхтах «Полярная Звезда» и «Штандарт». В свое время портсигар стоил 100 рублей, что равнялось полугодовому заработку неквалифицированного рабочего.
Золотой портсигар с инкрустацией из бриллиантов был подарен в 1890 году Александром III инспектору парижской полиции Анри-Огюсту Лозэ в благодарность за спасение его жизни: Лозэ предотвратил покушение на царя со стороны группы русских студентов-нигилистов. В то время цена этого портсигара составляла 2 956 рублей, что равнялось стоимости большой квартиры в Санкт-Петербурге.
Изделия ювелирного дома Карла Фаберже
Драгоценная шкатулка, украшенная изображением пробуждаемой Русланом «Головы» из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», — одно из немногих серебряных изделий от Фаберже на мотив из русских народных сказок. Они принадлежат к наиболее «русским» произведениям за всю историю этого прославленного дома. Ювелиры Фаберже всегда отличались щедрым использованием драгоценных металлов в своих изделиях, однако эта шкатулка занимает особое место. Её вес превышает пять килограммов, а длина составляет 29,5 см. Все прочие изделия Фаберже, представленные в этой группе, также отличаются весьма солидным весом.
Русский и советский фарфор, 1825–1985. Частная коллекция
Ядро коллекции русского и советского фарфора, включающей более 200 лотов, составляют 150 выразительных жанровых фигурок XIX–XX вв., исполненных тонкого юмора, точности в характеристиках персонажей и неподдельной веселости.
В искусно выполненных лучшими мастерами прикладной керамики России на протяжении двух веков фигурках нашли отражение выдающиеся достижения истории России, такие как триумфальная экспедиция Папанина на Северный Полюс в 1937 году и космический полет Юрия Гагарина в 1961 году. В этом уникальном историческом наследии наряду с героями всенародно любимых опер, балетов и литературных произведений присутствуют и персонажи из повседневной жизни: торговки рыбой и продавцы дров, играющие дети и даже пьянчужки.
На тесную связь между новой идеологией и советскими фабриками фарфоровых изделий, в свое время обращал внимание искусствовед Эрик Голлербах, писавший в 1929 году, что фарфор превратился в «зеркало революции».
Искусство фарфоровой скульптуры малых форм занимает особое место в жизни и истории России. А сама эта коллекция, как и составляющие её фигурки, собиралась многие годы с умом и талантом, а главное — со смыслом.
Иван Папанин и его товарищи — гидробиолог Петр Ширшов, геофизик Евгений Фёдоров и радист Эрнст Кренкель — прибыли в Ленинград в марте 1938 года сразу после того, как получили звание Героев Советского Союза в честь успешного завершения экспедиции на дрейфующей станции у Северного Полюса. Их экспедиция стала воплощением энтузиазма и стремления к новым научным открытиям, столь характерного для Советского Союза.
Работа «Колхозницы, или Ворошиловские девушки-стрелки» явилась отражением кампании военной подготовки среди гражданского населения СССР. Военная подготовка, включающая умение разбирать и пользоваться винтовкой, противогазом и оказывать первую медицинскую помощь, стала обязательной для всех трудящихся.
В трактовке образа «Буржуйки, торгующей вещами на рынке» (чтобы выжить, не имея возможности устроиться на работу) заметно пренебрежительное отношение к персонажу; лицо женщины скрыто за вуалью, она словно прячется от стыда за свое жалкое состояние, её красота в прошлом, как, впрочем, и вся её жизнь.
Фигура «Красноармеец, или Партизан на марше» была создана в память событий октября 1919 года, когда в самый сложный период Гражданской войны большевистское правительство испытывало серьезные трудности с обмундированием призывников, большинству которых приходилось носить свои обычные тулупы и валенки. Куратор Русского Музея Мстислав Фармаковский вспоминал в 1924 году, что видел тысячи таких юношей в 1919 году в Петрограде: «…он упорно идет в своих оборванных лохмотьях от одной победы к другой; он потрепан, но вновь и вновь поднимается в бой; его гонят прочь, но он вновь наступает и окружает врага. Вся Европа против него — а он вопреки всему выживает; Он — это весь русский народ, с присущей ему неизмеримой стойкостью; в нем источник нашей силы, нашей выносливости, залог нашего существования».
Другие лоты из коллекции советского фарфора:
Источник: пресс-релизы Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20140602_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20140602_sothebys.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.