Аукцион современного русского искусства Sotheby’s. Топ-лоты
В рамках торгов Sotheby’s «Современный Восток» 25 ноября в Лондоне появятся около 100 картин, фотографий, инсталляций и скульптур художников из России, стран СНГ и Восточной Европы — работы И. Кабакова, О. Васильева, Д. Врубеля и др.
В Лондоне следующая неделя пройдет под знаком русского искусства. Аукционные дома Christie’s, Sotheby’s и Bonham’s 25, 26 и 27 ноября в несколько сессий проведут свои русские торги. Причем на этот раз будет продаваться не только искусство XIX — ХX веков, но и современное русское искусство XXI века. Речь идет об аукционе Sotheby’s «Современный Восток» («Contemporary East»), в рамках которого будут предложены работы современных художников стран СНГ и Восточной Европы.
Аукционный дом Sotheby’s начнет свою серию аукционов русского искусства 25 ноября торгами современного искусства из России, стран СНГ и Восточной Европы «Современный Восток» («Contemporary East»). На них будет представлено около 100 картин, фотографий, инсталляций и скульптур как признанных мастеров, так и молодых художников из России, Украины, Чешской Республики, Венгрии, Польши, Грузии, Азербайджана и Литвы. Sotheby’s предлагает по-новому оценить искусство этих стран, обратив внимание на общее культурное наследие.
Топ-лоты аукциона: работы Ильи Кабакова, Олега Васильева, Павла Пепперштейна и прототип «Братского поцелуя» c Берлинской стены Дмитрия Врубеля. С эстимейтами в диапазоне от одной тысячи до 800 тысяч фунтов, эти торги должны принести более 2,2 миллиона фунтов.
Этот новый аукцион отражает рост числа новых и молодых коллекционеров из России и Восточной Европы, появившихся за последние годы на художественном рынке: в прошлом году Sotheby's зафиксировал 33-процентное увеличение количества новых покупателей из этого региона более чем в 40 различных категориях коллекционирования. Россияне становятся все более активными на торгах современного искусства Sotheby's: так в 2013 году в данном сегменте они потратили на 45 % больше, чем за этот же период прошлого года.
Суад Гараева, специалист по современному искусству СНГ: «Эти инновационные торги позволят по-новому взглянуть на современное искусство из России и Восточной Европы. Увидеть исторические связи вместо устоявшегося стереотипа советского/постсоветского распада. Разнообразие направлений искусства, особенно относящегося к периоду перемен 1980–90-х, часто оставалось вне поля зрения международного художественного рынка, мы же попытаемся исправить эту ситуацию»
Аукцион возглавит знаковая ранняя работа Ильи Кабакова (1933), одного из самых значительных русских художников своего поколения. Кабаков, выставки которого в настоящий момент проходят в Pace Gallery в Нью-Йорке и в Мультимедиа Арт Музее в Москве, в конце 1960-х годов был основателем и участником круга московских концептуалистов и стал одним из первых художников из Советского Союза, чьи работы на международных выставках конца 1980-х в Париже и Германии были представлены западной аудитории.
«Праздники № 6» — одна из самых известных работ Кабакова в его знаменитой серии «Праздники». Написанная в духе соцреализма и изображающая благостную картинку из советской жизни, на самом деле она лишь имитирует классический стиль официальной советской живописи на заказ, скрывая под ним критический смысл. Картина, поверхность которой усыпана фантиками от конфет, на самом деле представляет фальшивый оптимизм, маскирующий тоскливую реальность повседневной жизни.
В процессе создания этой работы Кабаков, творчеству которого присуща концептуалистская ирония, придумал художника Шарля Розенталя, который остался недоволен картиной, которую написал на заказ. Пытаясь вдохнуть жизнь в произведение, выдуманный персонаж украсил его разноцветными фантиками, вызывающими ассоциацию с советской идеей «косметического ремонта» — поверхностной лакировки, на самом деле лишь маскирующей реальность.
Илья Кабаков в беседе с Дэвидом Россом в 1998 году говорил о Розентале: «Мое видение этого персонажа со стороны и самого себя заключалось в том, что художник, обучавшийся в советских институциях, всегда осознавал, что ему не избежать системы. Он должен был делать ровно то, что требовали от него советские институции... Чтобы выжить, он начал делать иллюстрации и, чтобы ему платили, он неукоснительно соблюдал установленные правила»
«Братский поцелуй» Дмитрия Врубеля считается одним из самых узнаваемых образов ХХ века. Воспроизведенный на Берлинской стене в 1990 году сразу после распада Советского Союза, он стал хитом среди фресок-граффити легендарной галереи East Side, притягивавшей миллионы туристов со всего мира.
Взяв за основу скандальную фотографию Региса Боссу, запечатлевшего момент, когда Леонид Брежнев обнимает президента Восточной Германии Эрика Хонекера на торжествах по случаю 30-летия Германской Демократической Республики в 1979 году, Врубель намеренно увеличил лица двух целующихся мужчин на Берлинской стене, подписав свою работу на русском и немецком: «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви». И хотя художник утверждает, что эта работа о любви и не была задумана как политическое высказывание, она стала универсальным символом политических перемен и наступившей свободы.
Sotheby's выставит 25 ноября на торги эскиз «Братский поцелуй (триптих)». Этот триптих, написанный в 1990 году, остается единственным сохранившимся вариантом того времени, поскольку настенный оригинал был уничтожен (позже, в 2009 году, Врубель восстановил его).
Олег Васильев считается одним из знаковых художников СССР. Хотя его причисляют к нонконформистам, работы Васильева подчеркнуто аполитичны. Они вдохновлены русской пейзажной живописью конца XIX века. Его самые известные картины включают светящиеся цветовые спектры геометрических форм, как в «Сломанном дереве» (1990). Фрагмент леса на окраине Москвы, окаймленный радугой флуоресцентных цветов, напоминает о жизни художника до его отъезда в Нью-Йорк.
ПАВЕЛ ПЕППЕРШТЕЙН Герб СНГ. 1993
Холст, масло. 87,9 х 120
Sotheby's. 25.11.2013. Лот 138
Оценка аукциона (эстимейт): 50–70 тысяч фунтов
Источник: пресс-релиз Sotheby’sЭДУАРД ГОРОХОВСКИЙ Красные мухи. 1990
Холст, масло. 97 х 115,5
Sotheby's. 25.11.2013. Лот 128
Оценка аукциона (эстимейт): 25–35 тысяч фунтов
Источник: пресс-релиз Sotheby’s
В этой картине 1993 года Пепперштейн в присущей ему ироничной манере предлагает свою версию герба нового содружества, сменившего СССР.
В картине «Красные мухи» Эдуарда Гороховского, которая была написана в 1990 году после развала СССР, присутствует тонкий политический намек. Тщательно выписанное в дореволюционном стиле изображение красивой девушки сплошь покрыто советскими символами серпа и молота, напоминающими назойливых насекомых.
Источник: пресс-релиз Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20131122_sotheby_s_contemporary_east.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20131122_sotheby_s_contemporary_east.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.