Sotheby’s привезет в Москву картины Россетти, Ханта и Тиссо
С 23 по 25 октября в Российской академии художеств (ул. Пречистенка, 19) пройдет выставка топ-лотов аукциона Sotheby’s «Старые мастера и британское искусство» — шедевров Данте Габриэля Россетти, Уильяма Холмана Ханта и Джеймса Тиссо
С 23 по 25 октября в Российской академии художеств (ул. Пречистенка, 19) пройдет предаукционная выставка Sotheby’s, в рамках которой будут показаны работы трех великих британских художников ХIХ века — Данте Габриэля Россетти, Уильяма Холмана Ханта и Джеймса Тиссо. Это топ-лоты вечерних торгов Sotheby's «Cтарые мастера и английская живопись», которые пройдут в Лондоне 4 декабря. Творчество прерафаэлитов вызывает огромный интерес у российской публики: выставку «Прерафаэлиты: викторианский авангард», прошедшую недавно в ГМИИ имени А. С. Пушкина, посетило более 400 000 зрителей.
Sotheby’s отмечает значительный рост интереса российских коллекционеров к искусству викторианской эпохи: за последние три года количество участников этих торгов увеличилось на 30 процентов, а число покупателей работ выросло на 150 процентов.
Три картины: Россетти, Холмана Ханта и Тиссо, которые будут показаны в Москве, происходят из коллекции Леверхальмов, собранной Первым и Вторым лордами Леверхальмами. Предварительная стоимость трех картин — 9–14 миллионов фунтов.
Уильям Хескет Левер, Первый лорд Леверхальм, был успешным промышленником и страстным коллекционером. Он собрал одну из крупнейших коллекций английской живописи и впоследствии на ее основе создал художественную галерею Леди Левер в Порте Санлайт под Ливерпулем.
Купленная Левером работа Россетти никогда не покидала его личной коллекции. Произведения Тиссо и Холмана Ханта были позже приобретены для коллекции Леверхальма его сыном, Вильямом Хальмом Левером, Вторым лордом Леверхальмом. Картины из поместья Третьего лорда Леверхальма выставлены на аукцион попечителями благотворительного общества Леверхальма.
«Рождественское песнопение» Россетти (4–6 миллионов фунтов) — одна из ранних работ в серии его поясных портретов женщин в платьях венецианского стиля, играющих на музыкальных инструментах. Эта картина, написанная маслом на дереве, сочетает в себе основные принципы зарождающегося английского эстетизма: женскую красоту, музыку и моду на экзотические декорации и костюмы. Героиня «Рождественских песнопений» играет на двухструнной мандолине, ее голова откинута назад, рот приоткрыт, она поет. Локоны темных волос скреплены спиралевидной заколкой, украшенной мелким жемчугом. На шее — изумрудное ожерелье, подходящее к цвету ее глаз, а малиновая подкладка платья подчеркивает румянец ее губ. На раме картины приведен текст рождественской песни, которую она исполняет. Для этого портрета Россетти позировала Элен Смит — прачка, которую художник встретил в Челси в 1863 году. Художник не раз ее писал, подчеркивая ее привлекательность. По-видимому, Элен была не равнодушна к материальной выгоде от позирования художнику и видела в своем новом ремесле возможность вырваться из бедности, которую сулила ей профессия прачки.
«Рождественское песнопение» — одно из последних и лучших произведений Россетти с изображением Элен. На картине ее лицо практически соприкасается с серебряной иконой «Девы Марии с Младенцем» на фоне пышного гобелена.
Творчество Россетти можно трактовать как бесконечное восхищение женской красотой, а «Рождественское песнопение», будучи одной из самых важных работ Россетти, выставленных на публичные торги, занимает среди них отдельное место.
Первый лорд Леверхальм, Вильям Хескет Левер, приобрел «Рождественское песнопение» на аукционе в 1917 году. До него работой владел состоятельный шотландский коллекционер и один из главных покровителей художника Джордж Рэй (1817–1902), в коллекции которого было около 17 произведений Россетти. На момент покупки у Левера уже были две картины Россетти, и, когда представилась возможность, он не раздумывая добавил к своей коллекции и этот шедевр. Хотя многие работы из коллекции Левера были переданы в частный музей в Порте Санлайт, «Рождественское песнопение» никогда не покидало имения Торнтон.
«Тосканская девочка» Уильяма Холмана Ханта была написана в городке Фьезола, неподалеку от Флоренции, зимой 1869 года. На полотне на фоне тосканского пейзажа изображена крестьянская девочка с голубем на плече. Музыкальная тема связывает это произведение с работами Россетти: девочка поет птице. Во Фьезоле Хант находил моделей для своих портретов среди сельских жителей. Судя по трем сохранившимся эскизам, сюжет полотна был подсказан Ханту случайно подсмотренной уличной сценкой. Художник любил изображать детей и считал, что его детские портреты перспективны в коммерческом отношении и не хуже подобных работ в исполнении сэра Джона Эверетта Миллеса. В «Тосканской девочке» Хант обращается также к теме традиционных народных ремесел. В выборе возраста героини есть и социальный подтекст: эта картина и о жизни детей, которым приходится работать. В Англии того времени крестьянские дети в этом возрасте жили в куда более тяжелых условиях. У итальянской девочки подчеркнут блеск в глазах, она выглядит опрятной, здоровой и довольной жизнью, на что символически указывает и изображение голубя.
«Тосканская девочка» впервые была представлена на выставке в галерее Гросвенор в 1877 году, где она выставлялась в главном зале. Критики приняли работу благосклонно. На аукционе картина будет представлена в оригинальной золоченой раме, украшенной медальонами со стилизованными маргаритками (3–5 миллионов фунтов). Среди ее первых владельцев — Джон Френсис Остин, родственник писательницы Джейн Остин. В его собрании «Тосканская девочка» оставалась до 1931 года, когда ее на аукционе перекупил Второй лорд Леверхальм. С тех пор картина не покидала Французский кабинет поместья Торнтон. Вильям Хольме Левер был представителем второго поколения семьи, владевшим картинами Ханта, а это приобретение стало наиболее важным вкладом в коллекцию. Другие работы Ханта из собрания лорда Леверхальма были переданы в художественную галерею Леди Левер в Порт Санлайт. Эта картина никогда не покидала семейную коллекцию.
Второй лорд Леверхальм также приобрел работу Тиссо «На яхте» (2–3 миллиона фунтов). Великолепное полотно было куплено в галерее Leicester в 1933 году. На картине изображена группа людей на палубе яхты на фоне мачт и канатов соседних яхт.
Тиссо приехал в Лондон весной 1871 года и был очарован Темзой. Его внимание приковывали оживленные торговые пристани в районе Тауэра и Гринвича, а написанные здесь картины пользовались огромным успехом у лондонской публики.
В сцене «На яхте» автор точно передает психологическое состояние персонажей. К 1873 году, когда была написана картина «На яхте», художник все чаще сосредоточивается на психологизме своих работ: полотно убедительно передает беспокойную обстановку на палубе и напряжение героев. Несоответствие представления о том, что прогулка на яхте должна быть приятным развлечением, и изображенной сцены лишь усиливает психологизм и двусмысленность этой работы.
Источник: пресс-релиз Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20131018_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20131018_sothebys.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.