Большой день книжных аукционов в Москве
В субботу, 15 октября, аукционный дом «Кабинетъ» и журнал библиофила «Про книги» провели торги антикварными книгами
В субботу, 15 октября, прошли сразу два аукциона схожей тематики. На 12 часов дня аукционный дом «Кабинет» (ЦДХ) запланировал открытие торгов № 7 (33) «Старинные и редкие книги, карты, гравюры», а в 15 часов началось действо «Антикварные книги, рукописи, исторические бумаги, автографы и фотографии», организованное журналом «Про книги» (гостиница «Националь»).
Удалось побывать на обоих. На каждом присутствовало примерно по 30–40 человек. Причем часть людей, как и я, была на обоих аукционах, но вели они себя по-разному. На аукционе «Кабинета» активно участвовало в торгах в зале человек 8–10, и складывалось впечатление (у меня, по крайней мере), что остальные были наблюдателями, как и я. Оказалось, ошибся: человек 5-6, переместившись вместе со мной на второй аукцион, из наблюдателей превратились в активных покупателей.
Но давайте по порядку.
Аукцион дома «Кабинетъ» «Старинные и редкие книги, карты, гравюры»
В разделе «Старинные редкие книги XVIII — XX веков» было предложено 178 лотов, продано 55, т.е. около 30 процентов. Из них: из зала куплено 33 лота, причем 9 с хорошим торгом; 8 лотов купили по телефону, 14 ушли по заочным ставкам.
Ряд лотов стали предметом торга, в котором одновременно участвовало несколько человек в зале, телефоны и заочные ставки, вот некоторые из них:
1. Лот № 189. Первобытный Брюсов календарь с начала первого его выхода при жизни Брюса с портретом и биографией графа Брюса. Харьков, издание Т. Росинского, 1875. Оценка аукциона (эстимейт): 95–105 тысяч рублей. Цена молотка: 110 тысяч рублей.
2. Лот № 191. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Роман в стихах А. С. Пушкина. Редакция П. А. Ефремова. Издание третье Я. И. Исакова. СПб., типография В. Безобразова и К°, 1875. Эстимейт 85–95 тысяч рублей.
Цена поднялась до 140 тысяч рублей. Среди торгующихся был мой знакомый агент — он приехал именно за этой книгой по поручению очень не бедного клиента (называть не буду, поверьте на слово). Правда, клиент жестко указал рамки борьбы и в результате уступил.
3. Лот № 276. «Гиперборей» № 1–10. Ежемесячник стихов и критики. СПб., типография Ю. А. Масфельда, 1912–1913. Оценка аукциона (эстимейт): 70–85 тысяч рублей.
Активно торговались и в зале, и по телефону. Результат — 130 тысяч рублей, победитель принимал участие в аукционе по телефону.
4. Забавный торг с итоговым троекратным превышением эстимейта разыгрался за лексико-фразеологический словарь-справочник «Жаргон преступников», выпущенный в 1979 году редакционно-издательским отделом МВД УССР для служебного пользования (лот № 349). Выставленная на торги с эстимейтом 4,8–5,5 тысячи рублей книжка была продана за 13 тысяч рублей под бурные аплодисменты зала. Жаль, победитель услышал их только по телефону.
В стринге «Детская книга» из 33 лотов купили 12, из них 7 — с торгом в зале.
Бой развернулся за сказку Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», изданную в Москве в 1923 году (лот № 149). Стартовая цена (она же нижняя граница эстимейта 1 200–1 500 рублей) оказалась в итоге превышена в пять с половиной раз, и лот был продан за 8 500 рублей — опять же участнику, торговавшемуся по телефону.
Следующий стринг — «Карты, гравюры, открытки, печатная графика».
Из 92 лотов продано 32, из них 3 с торгом в зале. Особенно торговались за гравюру Бернара Пикара «Инструменты, используемые для обрезания» (лот № 38), выставленную с эстимейтом 7–8 тысяч рублей. Несколько человек в зале и на телефонах догнали цену до 14 тысяч рублей; победил опять участник на телефоне.
Стринг «Рисунки, макеты, книжные иллюстрации».
Из 38 лотов куплено 10, торговли не было. Хочется отметить продажу рисунков Анатолия Зверева по одинаковой цене 55 тысяч рублей за каждый. Все три рисунка — «Гений Гоголя», «Гоголь возле дерева» и «Н. В. Гоголь» — выполнены тушью, выставлялись с одинаковыми эстимейтами, 62–75 тысяч рублей, и ушли без всякого торга в одни руки.
Аукцион журнала библиофилов «Про книги» «Антикварные книги, рукописи, исторические бумаги, автографы и фотографии»
Всего предлагали 392 лота. Зал был полный, и кое-кто даже стоял, причем наблюдателей было очень мало: люди пришли покупать и активно это делали. Все участники торгов точно знали, что хотели, эмоции присутствовали, но расчетливое поведение явно превалировало.
Стринг «Редкие книги по русской истории. История Отечественной войны 1812 года».
Из 65 лотов продано 42; 15 лотов куплены с торгом в зале, 21 лот куплен участниками, торговавшимися по телефону, и 6 лотов поменяли владельцев по заочным ставкам.
Из не купленного в этом стринге обращает на себя внимание лот № 4. Михайловский-Данилевский, А. И. Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца, издаваемая с Высочайшего соизволения и посвященная Его Императорскому Величеству Государю Императору. Жизнеописания сочинения генерал-лейтенанта А. И. Михайловского-Данилевского. Портреты с подлинников Дова рисованы парижскими художниками Гюо и Доле. Издание В. Межевича и И. Песоцкого. В 6 т. Т. 1-6. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1845–1849.
Старт шеститомника был не маленький — 1 800 000 рублей,, но издание очень редкое.
Превышение стартовых цен на 30–40 процентов, а то и вдвое, — стандартный результат торгов этого стринга. Но иногда цена молотка оказывалась и в 3 и в 4 раза выше старта. Например, лот № 13 «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны. Выставка гравюр и рисунков», выставленный с эстимейтом 12–15 тысяч рублей, был продан за 40 тысяч, в три с лишним раза выше старта.
В ходе борьбы за лот № 23 «Высочайший Его Императорского Величества Манифест об отречении Его Императорского Высочества Государя Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича от царствования, и о вступлении на Императорский престол Его Величества Государя Императора Николая I-го, данный в С. Петербурге декабря 12го дня 1825», начавшейся с нижней границы эстимейта (10–12 тысяч рублей), цена молотка достигла 42 тысяч рублей; победил участник, торговавшийся по телефону.
А лот № 53 «Телеграмма петроградского агентства. Отречение Великого Князя Михаила Александровича от престола» ушел с четырехкратным превышением верхнего эстимейта: предварительно оцененный в 3–4 тысячи рублей, он был продан за 16 тысяч рублей.
Стринг «Дебюты русских писателей XIX — XX вв. и редкие прижизненные издания русских классиков. Художественная литература».
Из 74 лотов этого стринга продано 45, в том числе 18 лотов купили участники в зале, из них 14 с хорошим торгом, 7 лотов выиграли участники, торговавшиеся по телефону, а целых 20 лотов получили участники, сделавшие ставки заочно.
Сильно торговались за два лота, каждый из которых, как отмечают организаторы, возможно, является свидетельством первого появления в печати стихов А. Блока. Оба издания вышли в 1903 году, но о том, кто из них увидел свет раньше, специалисты спорят, так что «вопрос о первом выступлении в печати А.Блока до настоящего времени остается открытым». Мартовский, 1903 года, выпуск журнала «Новый путь» (лот № 75), со стартовых 30 тысяч рублей поднялся до цены молотка 80 тысяч, а «Литературно-художественный сборник: стихотворения студентов императорского С.П.Б. университета под редакцией Б. В. Никольского и рисунки академистов Императорской академии художеств под редакцией И. Е. Репина» (лот № 76) с того же старта ушел за 85 тысяч рублей. В обоих случаях победила заочная ставка, хотя торговались за них несколько человек из зала и по телефону.
Стринг «Оригинальная и печатная графика. Плакаты».
Из 27 лотов продано было всего 5, причем почти все покупатели находились в зале. Даже портреты Сталина не вызвали никакого интереса у присутствующих.
Но не всё так скучно, или, точнее сказать, просто: за один лот поторговались от души. Желающие купить плакат художника В. Иванова «Сталину — спасибо!» (лот № 160) с эстимейта 9–10 тысяч рублей загнали цену до 18 тысяч. Торговались все: заочная ставка, телефон и несколько человек в зале; победила заочная ставка.
Стринг «Фотографии деятелей литературы, искусства и политики XIX-XX вв».
Из 45 лотов продано 18. Однако в этом стринге все фотопортреты И. В. Сталина раскупили по стартовым 12 тысячам рублей. По какому принципу начиналась или не начиналась торговля в зале за лоты, мне понять не удалось. Например, лот №191 «Фотопортрет двух библиофилов — П. Ф. Пашнова и Э. Ф. Ципельзона с дарственной надписью на обороте», выставленный с эстимейтом 1,5–2 тысячи рублей, вырос со старта в 1,5 тысячи до 10 тысяч. Торговались несколько человек в зале и по телефону. Для знатоков эта фотография оказалась интереснее, чем, например, не проданная фотография с автографом контр-адмирала И. Папанина в мундире и с наградами (лот № 193).
Из рекордов в этом стринге лоты — № 197 и № 199. Лот № 197 — это 18 фотографий Высоцкого с концертов; эстимейт 15–16 тысяч рублей, куплен за 32 тысячи. А вот всего за 4 фотографии с похорон Высоцкого (лот № 199) отдали 38 тысяч рублей, в 5,5 раза выше эстимейта. Почему смерть оказалась интереснее жизни?
Стринг «Книговедение, библиография, история экслибриса, художественные каталоги. Литературоведение».
Из 37 лотов продано 22. Активно торговались за «Библиографические известия о редких книгах» — сборник подробных описаний книжных редкостей, составленный книгопродавцем, издателем и библиографом П. А. Картавовым (лот № 218): с 2 тысяч рублей старта цена поднялась до 11 тысяч рублей.
Издание Всесоюзной книжной палаты «Русские литературные альманахи и сборники XVIII — XIX вв.», подготовленное Н. П. Смирновым-Сокольским и снабженное его же дарственной надписью В. Б. Шкловскому (лот № 242) выставлялось с эстимейтом 3–3,5 тысячи рублей и стартом по нижней границе эстимейта. Несколько человек в зале дошли до 16 тысяч, потом боролись двое, и в итоге книга 1956 года ушла за 34 тысячи рублей.
Записки книголюба П. Н. Беркова «О людях и книгах» с дарственной надписью автора библиофилу Э. Ф. Ципельзону (лот № 249) оказались в центре настоящего противоборства: со стартовых 500 рублей цена выросла до 7 тысяч (в 14 раз!). Опять бились все: зал, телефон и заочный бид, победил телефон.
В стринге «Редкая детская книга» из 23 лотов было продано 9, без торгов, в пределах заявленных эстимейтов. Но с одним исключением.
Один из редких экземпляров «Азбуки красноармейца» (1921), написанной и нарисованной Д.С.Моором (лот № 254), предлагался с эстимейтом 150–200 тысяч рублей и стартом по нижнему эстимейту. Опять торговались все, по всем каналам связи; победил участник в зале, заплативший 300 тысяч рублей.
В тоже время не вызвали интереса картинки для раскрашивания «Труд» (лот № 256) и «Сельский труд» (лот № 257), нарисованные не кем-нибудь, а Борисом Кустодиевым (лот № 256). С эстимейтом 80–120 тысяч рублей такие издания появляются на рынке раз в 10 лет.
В стринге «Иллюстрированная книга. Русская обложка и ее художники» из 15 лотов продано 8, все в пределах эстимейтов. Отметим, что не нашел покупателя редкий «Русский художественный листок, издаваемый с Высочайшего соизволения Василием Тиммом» (лот № 278), предварительно оцененный экспертами в 0,8–1 миллион рублей.
В стринге «Революции 1905 года посвящается…Революционная сатирическая пресса 1905-1906 гг» ничего особенного не произошло, если не считать того, что из 22 предложенных лотов продали… все! Почти все лоты — а это журналы или похожие издания — выставлялись с эстимейтами в среднем 1–2 тысячи рублей и уходили с двукратным превышением старта.
Последние стринги «Архивы российских литературных деятелей, исторические бумаги и автографы XIX-XX вв.» и «Разное». Из 76 лотов продано 37.
С интересом, торговались, пожалуй, за 4 лота. Первое: интересный автограф письма Ф. М. Керенского хранителю Ташкентского музея (1901 г.) предлагался со стартом в 3000 рублей. Торговались за него и в зале, и по телефону. Цена молотка 8 тысяч рублей, победил телефонный участник.
Второе: книга «Полет Гагарина», в которой собраны публиковавшиеся в «Правде» материалы о полете первого космонавта (лот № 347). Интересна дарственная надпись Юрия Гагарина на книжке, адресованная Клушинской библиотеке. Со стартовых 6 тысяч рублей цена поднялась до 10 тысяч, и победила заочная ставка.
Третье: редкий, коллекционной ценности автошарж Владимира Высоцкого с автографом. Выставлялся с эстимейтом 25–35 тысяч рублей. Цена молотка 36 тысяч рублей. Победил участник в зале, обыграв телефон и заочную ставку.
И четвертое: большой интерес вызвали автографы В. О. Богомолова — письмо, авторская карточка и памятка редактору романа «В августе сорок четвертого…»
Сошлось несколько человек в зале, и с эстимейта в 6–6,5 тысячи рублей догнали цену до 30 тысяч рублей. Шаг был 1000 рублей, поэтому понятно, с каким азартом шла борьба. В какой-то момент даже я чуть не подключился, так как роман считаю одним из лучших о войне, да в последний момент одумался, ведь торг шел за письмо, а не за книгу.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20111018_knigi_auction.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20111018_knigi_auction.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.