Ориентализм возвращается?
Картины на «восточную» тему: выставки и рынок
Среди любопытных музейно-рыночных тенденций последних лет — возвращение интереса к живописи на «восточную» тематику. Наиболее яркий пример — аукционная продажа картины полузабытого викторианского художника Лоуренса Альма-Тадемы (Lawrence Alma-Tadema) «Обретение Моисея» за 35,9 миллиона долларов. В Брюсселе недавно завершилась выставка «Ориентализм в Европе: от Делакруа до Кандинского» — самый крупный смотр подобного рода произведений с 1984 года. А в парижском Музее Орсэ показывали картины академика Жана-Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme), много изображавшего «экзотический» для европейцев быт турок и египтян. О том, почему вновь появился этот тренд, размышляет британская газета The Art Newspaper.
Для начала стоит вспомнить, почему в последние несколько десятилетий ориенталистская живопись воспринималась как нечто, по выражению английского куратора Николаса Троманса (Nicholas Tromans), «этически неправильное». В 2008 году Троманс устроил в галерее Тейт выставку британских картин под названием «Притяжение Востока»; мероприятие совпало с 30-летием выхода ключевого труда, критикующего традиционные европейские представления о восточной культуре — книги Эдварда Саида (Edward Said) «Ориентализм». По мнению Саида, эти воззрения были одним из проявлений империализма.
«Я думаю, что попытки применить идеи Саида к анализу живописи были не очень успешны, — заявляет Троманс. — “Ориентализм” в саидовском значении этого слова выражает наше нежелание признать, что люди на Востоке могут смотреть на мир “правильно”, что их воззрения естественны: согласно западному мышлению, наше восприятие действительности объективно, а они видят все сквозь призму религии и консервативной культуры. Но, говоря философски, мы вряд ли можем утверждать, что какая-то визуальная культура более “естественна”, чем другая, — они просто разные».
Обложку американского издания книги Саида украшает репродукция работы Жерома «Заклинатель змей»; по мнению автора, картина отображает не истинные нравы и обычаи Востока, а западные стереотипы. Благодаря обилию деталей произведения художника долгое время считались реалистическими, на самом деле они больше отвечают тогдашним европейским мифам о чувственном и жестоком арабском мире.
Еще одна проблема — непопулярность академической живописи XIX века, которую принято считать слишком «стерильной», помпезной и вообще неинтересной. Можно ли утверждать, что новый тренд продиктован желанием добиться переоценки этого искусства? Или это всего лишь отражение реалий арт-рынка, где все заметней становится роль богатых покупателей с Ближнего Востока?
«Я долго считал, что живопись XIX века игнорируется совершенно незаслуженно, — говорит куратор брюссельской выставки Роже Дидеран (Roger Diederen). — С того времени осталось много очень качественных работ. Ориентализм привлекал художников всех стран, всех направлений — это же такая богатая тема. В их произведениях затрагивается огромное количество проблем — социальных, религиозных, политических, которые и в наше время стоят крайне остро, и поэтому выставку на тему ориентализма никак нельзя назвать неактуальной».
А вот что утверждает Эдуар Папе (Edouard Papet), один из устроителей выставки в Орсэ: «Мы не собираемся реабилитировать ни Жерома, ни живопись XIX века. Да, он академик — хотя работы, созданные после 1850 года, к этому течению не отнесешь. Мы хотим показать, каким он был потрясающим создателем образов, какой современной была его живопись». Папе подчеркивает, какое влияние его «иллюзия правды» оказала на Голливуд — стоит лишь вспомнить знаменитый фильм Ридли Скотта (Ridley Scott) «Гладиатор». Известно, что режиссеру показывали репродукцию картины Жерома «Добей его!», изображающей поверженного гладиатора и требующих его смерти зрителей. По словам Скотта, именно тогда сей сюжет его и зацепил.
На рынке искусства живопись XIX века стала одним из немногих сегментов, не затронутых арт-бумом 2000-х. Индекс европейского искусства XIX века Art Market Report составил в сентябре 2008 года 10 099 пунктов (базовый уровень 1 014, точка отсчета — 1976 год). Десятикратный рост — относительно скромно по сравнению с европейскими импрессионистами (в октябре 2008 года их индекс составил 26 651 пунктов при том же базовом уровне). Стоит отметить, что у ориенталистов дела обстоят лучше: их индекс в 2007 году подскочил, достигнув в октябре 2010-го пика в 52 524 пункта (базовый уровень — 920).
«Успех ориентализма практически полностью зависит от активности покупателей с Ближнего Востока», — говорит директор лондонской галереи Fine Art Society. В своем эссе о рынке ориенталистов Николас Троманс пишет: «Британские империалисты покинули регион Персидского залива в 1971 году, но на их место тотчас же пришли британские арт-дилеры. Благодаря массивному росту цен на нефть после 1973 года в странах Залива появился существенный спрос на ориенталистскую живопись. И управлялся этот рынок из Лондона».
В 1980-х годах работы на «восточную» тему продавались весьма бодро, а в 1990-х рынок притих. Иногда аукционные дома устраивали специальные тематические торги, посвященные такого рода искусству. «Рынок [ориенталистов] всегда был волатилен, — говорит специалист аукционного дома Этьен Эльман (Etienne Hellman). — Риск достаточно высок». «Но на данный момент это самый динамичный сегмент рынка живописи XIX века, — отмечает глава галереи Mathaf Брайан Макдермот (Brian MacDermot). — Полотна на восточную тему продаются хорошо, но покупатели стали более разборчивы — они здраво относятся к ценам».
Среди известных покупателей — двоюродный брат катарского эмира шейх Хассан Аль-Тани (Hassan Al-Thani), чья коллекция хранится в Музее Ориентализма в Дохе (который, правда, сейчас закрыт). Некоторые экспонаты можно было недавно увидеть на посвященной Оттоманской империи выставке в местном Музее исламского искусства.
В последние годы также очень заметно присутствие на рынке покупателей из Турции и Ливана. В мае 2008 года картина Османа Хамди Бея (Osman Hamdi Bey) «Дама из Константинополя» принесла на Sotheby’s три с лишним миллиона фунтов. Этьен Эльман также отмечает, что картины ориенталистов всегда пользовались спросом у американцев.
Ниже приведен список мероприятий, которые могут заинтересовать любителей этого течения в искусстве.
Выставки
Ориентализм в Европе: от Делакруа до Кандинского. Выставочный зал Культурного фонда Hypo, Мюнхен, 28 января — 1 мая; Centre de la Vieille Charité, Марсель, 27 мая — 28 августа.
Цвета Востока: Искусство и жизнь в Оттоманской Империи. Villa Empain, Брюссель, до 27 февраля.
Восток глазами Кристиана Лакруа. Музей на набережной Бранли, Париж, 8 февраля — 15 мая.
Гений Востока. Музей изящных искусств, Лион, 2 апреля — 4 июля.
Восток в итальянской живописи XIX века. Пинакотека Де Ниттис, Барлетта, Италия, 4 мая — 5 июня.
Восток: От Делакруа до Матисса. Музей капеллы Благовещения, Сен-Тропе, 1 июля — 30 октября.
Неизвестный Восток России: ориентальная живопись 1850–1920 годов. Музей Гронингена, Гронинген, Нидерланды, до 8 мая.
Аукционы
Картины, рисунки и акварели старых мастеров и художников XIX века, Christie’s, Нью-Йорк, 26 января.
Искусство ориентализма. Впечатления о Ближнем Востоке и Северной Африке. Bonhams, Дубаи, 13 апреля.
Секция ориентализма, торги живописью XIX века, Sotheby’s, Лондон, 18 мая.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110126_orientalism.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110126_orientalism.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.