Sotheby’s показывает в Государственном историческом музее топ-лоты осенних торгов
Сегодня в ГИМе состоялся пресс-показ и открылась выставка ювелирных украшений герцогини Виндзорской, а также произведений русских художников, импрессионистов и испанского художника Хоакина Сорольи
Сегодня в Государственном Историческом музее (Москва) состоялся пресс-показ и открылась выставка лучших произведений предстоящих торгов Sotheby’s в Нью-Йорке и Лондоне:
- 4 ноября 2010, Нью-Йорк — аукцион «Русское искусство»;
- 30 ноября 2010, Лондон — аукцион «Русское искусство»;
- 2 ноября 2010, Нью-Йорк — аукцион «Импрессионисты и искусство ХХ века»;
- 8 февраля 2011, Лондон — аукцион «Импрессионисты и искусство ХХ века»;
- 30 ноября 2010, Лондон — аукцион «Коллекция ювелирных украшений герцогини Виндзорской»;
- 23 ноября 2010, Лондон — аукцион «Живопись XIX века, включая работы испанских мастеров».
ВНИМАНИЕ: Коллекция ювелирных украшений будет открыта для просмотра только 21 октября 2010. Выставка произведений русского искусства, импрессионистов и современного искусства, а также работы мастеров ХХ века будет открыта с 21 по 23 октября 2010 года.
РУССКОЕ ИСКУССТВО
Произведения русского искусства, 4 ноября 2010 года, Sotheby’s, Нью-Йорк
В ответ на устойчивый спрос на произведения высочайшего качества Sotheby’s начал проводить в Лондоне и Нью-Йорке торги «Шедевры русского искусства», представляющие первоклассные произведения с уникальным провенансом. Сумма от продаж на первом в этой категории аукционе, прошедшем в июне 2010 года в Лондоне, составила 15,1 миллиона долларов. Также были поставлены два новых ценовых рекорда. Следующий аукцион «Шедевры русского искусства» состоится 4 ноября в Нью-Йорке совместно с вечерними торгами «Импрессионистов и искусства ХХ века», а топ-лоты этих торгов 21–23 октября показываются на выставке в Москве.
Среди топ-лотов нью-йоркских торгов на выставке в Москве представлены произведения ряда ведущих русских мастеров. Возглавляет их полотно Алексея Кравченко «Индийская сказка»— самое значительное из произведений этого художника, когда-либо появлявшихся на аукционе (эстимейт 1–1,5 миллиона долларов). Этот шедевр, несомненно, определяет место Кравченко в истории искусства как одного из самых ярких романтиков и колористов своего времени.
Александра Яковлева, чье произведение также представлено в экспозиции, так же как и Кравченко, вдохновляли путешествия. На монументальном полотне художника «Ламы» изображена группа лам из монастыря Пей Линг Миао, которых Яковлев встретил во время второй своей экспедиции с Жоржем-Мари Ситроеном в 1932 году (эстимейт 500–700 тысяч долларов).
Среди группы картин, происходящих из частных собраний, выделяется работа Константина Коровина «Цветы над городом» — пронизанный лирическим настроением пейзаж с тонко переданной атмосферой вечернего Парижа (эстимейт: 500–700 тысяч долларов); а также «Девочка с Востока» Зинаиды Серебряковой, представляющая собой одну из лучших ню, написанных художницей на вершине своей художественной карьеры. Эта работа свидетельствует об интересе ее автора к искусству мастеров Возрождения, при этом она удивительно современна (эстимейт 400–600 тысяч долларов).
Русская живопись, 30 ноября 2010 года, Sotheby’s, Лондон
В Москве представлена и картина Александра Евгеньевича Яковлева «Танец кули-кута» (1926), выставленная на аукцион крупным частным американским коллекционером. Работа была написана после возвращения художника из исследовательской экспедиции Croisière Noire компании «Ситроен» по маршруту Алжир — Мадагаскар, которая проходила с октября 1924 до августа 1925 года. Как официальный художник этой экспедиции, в отличие от других художников-африканистов Яковлев «открывает» для европейцев неисследованные регионы Южной Сахары. На картине изображен танец кули-кута, имитирующий человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся когда-то в королевстве Дагомея. Жрица Кади точит свои ножи перед тем, как принести в жертву богу грома и молний Санго самых красивых девушек племени. Изображая этот одновременно эротический и воинственный ритуал, Яковлев демонстрирует власть жрицы над молодыми девственницами, которые должны раздеться и предложить себя в качестве жертв. Картина оценена в 0,8–1 миллион фунтов (1,28–1,6 миллиона долларов).
Картина «Перед праздником, Санта-Мария делла Салуте, Венеция» Алексея Боголюбова, называвшего себя «моряком-художником», была подарена нынешнему владельцу британской королевой Марией и оставалась в семье до настоящего времени. Боголюбов работал в Дании, сопровождая своего большого друга цесаревича Александра Александровича. Документы Императорской академии искусств 1867–1868 года свидетельствуют, что «картина принадлежит королеве Дании и находится во дворце ее Величества Амалиенбурге». Боголюбов писал ее по впечатлениям от Венеции, которая своим великолепием подействовала на него настолько сильно, что он «написал десятки ее видов в разные времена года». В собрании Русского музея находится несколько картин разных размеров с похожим сюжетом, но представленная здесь работа самая удачная и единственная датированная. Она свидетельствует о художнике как о мастере композиции и замечательном колористе. Оценка аукциона (эстимейт): 400–600 тысяч фунтов (640–960 тысяч долларов).
ИМПРЕССИОНИСТЫ И ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
Вечерние торги импрессионистов и искусства ХХ века, 2 ноября 2010 года, Sotheby’s, Нью-Йорк
Топ-лоты вечерних торгов импрессионистов и искусства ХХ века, которые также привезены в Москву, включают работы самых значительных мастеров XIX–XX веков. Картина «Ива» Клода Моне — прекрасный образец творчества этого художника в период расцвета импрессионизма (эстимейт 4,5–6,5 миллиона долларов). На картине изображено ивовое дерево на фоне тополей у берега реки Эпт в Живерни — городе во Франции, вдохновившем Моне на создание его самых значительных произведений позднего периода. «Ива» считается последним вариантом в серии из четырех весенних пейзажей, написанных в 1885 году. Эти работы, удивительно тонко передающие эффекты освещения и воздушную среду, подготовили новаторский прорыв в творчестве мастера в 1890-х, с его знаменитыми сериями стогов сена, видов Руанского собора и тополей.
В Москве показывается «Портрет Жанны Эбютерн (в шляпе)» — один из первых портретов Амедео Модильяни, посвященных его большой любви (эстимейт 9–12 миллионов долларов). Жанне Эбютерн было 19 лет, когда она встретила Модильяни в Академии Коларосси. Следующие три года, до смерти художника в 1920 году и трагического самоубийства Жанны на следующий день после его кончины, она постоянно находилась рядом и была увековечена в серии портретов, которые считаются одними из лучших в творчестве мастера. К моменту их встречи Модильяни уже достиг творческой зрелости, и портреты Жанны — одни из самых совершенных произведений художника. «Жанна Эбютерн (в шляпе)» написана в первые, самые насыщенные месяцы отношений Амедео и Жанны, и неудивительно, что чувства, которые художник испытывал к своей модели, проступают и в картине. Вся сумма от продажи этой работы пойдет в пользу целевой программы Young Arts «Фонда для продвижения искусств в США».
И наконец, еще один топ-лот в отделе импрессионистов на выставке в Москве — работа Хаима Сутина «Подвешенная индейка», свидетельствующая об уникальном даре этого художника обнаруживать художественную выразительность в самой неожиданной натуре, выбранной в качестве модели (эстимейт 1,5–2 миллиона долларов). Сутин изображает забитую птицу безжалостно, со всеми подробностями, добиваясь физиологического эффекта и буквально завораживая зрителя.
Столь жесткий натурализм Сутина вызывает в памяти работы на тему memento mori Шардена и нидерландских художников Северного Возрождения. «Подвешенная индейка» происходит из всемирно известного собрания Музея современного искусства Нью-Йорка и продается в пользу его фонда приобретений.
Вечерние торги импрессионистов и искусства ХХ века, 8 февраля 2011 года, Sotheby’s, Лондон
Картина Пьера-Огюста Ренуара «Чтение, две девушки в красном и розовом», несомненно, одна из лучших работ мастера среди поздних полотен большого размера. Более полувека она была скрыта от публики, находясь с 1954 года в одной крупной европейской коллекции.
Написанная в 1918 году, она по праву считается блистательным образцом поздней портретной живописи Ренуара. Лиричная, камерная по звучанию и в то же время окутанная флером почти нескрываемой чувственности, она демонстрирует мастерство Ренуара в передаче атмосферы непосредственности и естественности. Кажется, что девушки (скорее, прислуга и сиделка), ставшие любимыми моделями стареющего художника, даже не подозревают о его присутствии.
Возможно, Ренуар изобразил эту сценку в своем доме «Ле Коллет», купленном им в городке Кань в 1906 году, где он провел последние годы жизни. К концу творческого пути Ренуар был уже прославленным художником и приобрел финансовую независимость, что позволило ему не работать над заказными портретами, а наслаждаться возможностью изображать сценки из деревенской жизни и писать камерные портреты окружающих его людей. В этой работе Ренуар прибегает к своему любимому композиционному приему: изображенные по пояс две фигуры, одна из которых, придвинутая к краю картины, в профиль. В вибрирующей ренуаровской палитре доминируют все оттенки характерного для поздних работ мастера красного.
Американский художник и писатель Уолтер Пач вспоминает слова Ренуара: «Я хочу, чтобы красный стал звонким, звучал как колокольчик, и если мне это не удается, я добавляю еще больше красного или других цветов, пока не добьюсь желаемого». Картина оценена в 2–3 миллиона фунтов.
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
Ювелирные украшения герцогини Виндзорской, 30 ноября 2010 года, Sotheby’s, Лондон (будут экспонироваться в Государственном историческом музее только 21 октября)
Sotheby’s выставит на аукционе двадцать предметов из коллекции герцогини спустя 23 года после легендарного аукциона «Ювелирные украшения герцогини Виндзорской», ценовой рекорд которого до сих пор остается непревзойденным. На торгах будут представлены редкие изделия, свидетельствующие как о безупречном вкусе знаменитой супружеской пары, так и о важных событиях в истории их отношений. Вся коллекция предварительно оценена оценены в сумму около 3 миллионов фунтов.
Вдохновленная и поддержанная герцогом, главный дизайнер Дома Картье Жанна Туссен создала ряд настоящих шедевров, среди которых и решенный в реалистическом ключе браслет в виде пантеры из оникса и бриллиантов (1952). Возможно, это самая изысканная из всей серии трехмерных «больших кошек» Жанны Туссен (эстимейт 1–1,5 миллиона фунтов (1,6–2,4 миллиона долларов)).
Еще одно свидетельство восхищения герцога и герцогини Виндзорских авангардным дизайном произведений Жанны Туссен — великолепная брошь Картье в виде фламинго (1940), украшенная рубинами, сапфирами, изумрудами, цитринами и бриллиантами. Она была приобретена герцогиней в 1940 году (эстимейт 1–1,5 миллиона фунтов (1,6–2,4 миллиона долларов)). На торгах в 1987 году эта вещь заворожила всех, став эмблемой аукциона. Являясь одним из лучших образцов искусства ХХ века и безупречного вкуса Виндзоров, она дает еще и возможность соприкоснуться с жизнью знаменитой пары: большинство предметов на этих торгах датированы или имеют памятную надпись личного характера.
Среди этих предметов любимый герцогиней Виндзорской браслет Картье из бриллиантов с девятью подвесками в форме латинского креста, инкрустированными драгоценными камнями (1935). Каждый из них символизировал самые важные моменты в жизни герцогини в период 1934–1944. Один из крестиков, например, посвящен бракосочетанию пары («Крест нашего брака Уоллис 3–V–37 Дэвид»); другой напоминает о покушении на короля («Бог сохранил короля для Уоллис. 16.VII.36»). Эстимейт 350–450 тысяч фунтов (560–720 тысяч долларов)).
ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО
Европейская живопись XIX века, 23 ноября 2010 года, Sotheby’s, Лондон
Испанский отдел европейской живописи XIX века возглавят две великолепные картины Хоакина Сорольи (1863–1923). Эти работы, изображающие детей на берегу моря, были написаны летом 1904 года на любимом художником побережье Кабаньял в Валенсии. Обе они экспонировались на первой большой выставке Сорольи в 1906 году в парижской галерее Georges Petit и остались в двух частных коллекциях больше чем на столетие.
В «Рыбаке» на первом плане выразительная фигура мальчика в профиль. Он несет вдоль берега корзину с рыбой. За его спиной в море резвится группа мальчишек. Картина демонстрирует не только блестящую живописную технику Сорольи, его незаурядный дар в передаче атмосферы происходящего, но и новаторство испанского художника в композиционных решениях. Эстимейт 2–3 миллиона фунтов (3,2–4,8 миллиона долларов).
Источник: пресс-релизы Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20101020_sotheby.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20101020_sotheby.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.