Русские торги Christie’s в Лондоне 1–3 декабря
Живопись и декоративно-прикладное искусство на аукционе Christie’s: от реликвий начала XX века до вида на Белый дом в октябре 1993 года
На русские торги в аукционном доме Christie’s, которые пройдут в первую неделю декабря 2009 года в Лондоне, будет выставлено в общей сложности около 500 лотов. Коллекционеры получат возможность пополнить свои собрания работами Фаберже, произведениями живописи, среди которых полотна Николая Рериха, Александра Яковлева, Ивана Похитонова, Наталии Гончаровой, Франца Рубо и многих других, а также предметами декоративно-прикладного искусства.
Живопись
Одним из топ-лотов предстоящих торгов станет полотно кисти Николая Рериха (1874–1947) «Легенда», которое написано в 1923 году и является одним из трех, входящих в серию работ художника под названием «Мессия» (эстимейт 700–900 тысяч фунтов). Ведущий российский специалист по творчеству Рериха Евгений Маточкин описывает картину «Легенда» как «самую загадочную в творчестве художника».
В контексте всеобъемлющих философских воззрений Рериха это произведение уместно рассматривать как манифест идей о божественном начале. Центральным персонажем картины является человек, поглощенный изучением манускрипта и приближающийся к новым горизонтам духовности. Очевидно, что изображение горного пейзажа на полотне навеяно бескрайними просторами Гранд-Каньона (Аризона, США), а стилизованные очертания города на дальнем плане символизируют доступность знания для любого человека, а не только для избранных.
Принять участие в экспедиции по Азии, призванной продемонстрировать возможности человека по преодолению географических, политических и культурных границ между государствами, художника Александра Яковлева (1887–1938) пригласил Андре Ситроен (1878–1935). Полотно «Ложа пекинского театра» Яковлев написал в 1918 году во время путешествия по Китаю, Монголии и Японии. Богатство и разнообразие национальных костюмов, колорит старинных традиций и церемоний стран Ближнего Востока служили для художника неиссякаемым источником вдохновения. Яковлев даже стал подписывать свои работы китайскими иероглифами, представляющими его фамилию. Данное произведение является одной из немногих работ художника, написанных на тему китайского театра и дошедших до наших дней. На лицах зрителей читаются искренние эмоции, отражающиеся в их богатой мимике, которой могли бы позавидовать сами актеры. Именно глазами этих зрителей мы можем опосредованно следить за представлением. Иероглифы на красной ткани на самом деле являются зашифрованной подписью художника и в переводе на русский язык обозначают: «Яковлев. Пекин. Написано русским в Китае».
«Абстрактная композиция с палитрой» была написана Натальей Гончаровой (1881–1962) в стиле французского кубизма начала 1910-х годов (эстимейт 150–200 тысяч фунтов) и преподнесена в подарок теще настоящего владельца самой художницей. Эта композиция — натюрморт, в котором за абстрактными формами угадываются хорошо узнаваемые очертания палитры и миски, стоящей на столе. В этой работе Гончарова выстраивает четкую линейную основу и компонует вертикальные плоскости, совмещая традиции кубизма со скульптурностью изображения и резкими контурами.
Творчество Олега Васильева (род. 1931) на предстоящих торгах будет представлено двумя произведениями. На одном из них, под названием «Дом II» из серии «Белый дом» (эстимейт 70–90 тысяч фунтов), изображено здание правительства РФ в Москве во время октябрьских событий 1993 года.
Вторая картина Васильева, «У костра. Эрик Булатов, 1962», была создана в 1998 году (эстимейт 80–120 тысяч фунтов). В этой работе художник вспоминает о поездке за город в 1962 году, в которой кроме него принимали участие его друзья Илья Кабаков и Эрик Булатов. Васильев создал это произведение во время увлечения фотореализмом: фигура Булатова была написана им по черно-белой фотографии, сделанной более 30 лет назад.
Декоративно-прикладное искусство
Топ-лотом раздела декоративно-прикладного искусства, выставляемым на продажу 2 декабря, является ваза эпохи правления Николая I, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге (эстимейт 150–250 тысяч фунтов). В то время завод выпустил довольно большое количество подобных ваз, украшенных копиями полотен старых мастеров. В соответствии с европейскими традициями декорирования фарфоровых изделий российские мастера использовали поверхность ваз как пустой холст, на который наносились уменьшенные копии произведений, находящихся в Эрмитаже, императорской коллекции или в собрании Императорской Академии художеств. Работа, украшающая данный лот, является копией картины Филипса Вауэрмана (1619–1668) «Путешественники», приобретенной для Эрмитажа Екатериной II в 1769 году из собрания графа Генриха фон Брюля. Согласно описи, составленной куратором Эрмитажа Андреем Сомовым, в начале XX века картина находилась в экспозиции музея, а в 1920-х годах, скорее всего, была продана советским правительством. Сегодня местонахождение картины неизвестно, и данная ваза является единственным напоминанием о ней. Подпись на вазе говорит о том, что роспись принадлежит Тимофею Семёнову, назначенному мастером Императорского фарфорового завода Санкт-Петербурга в 1854 году.
Отдельного внимания заслуживает фарфоровая ваза периода правления Николая I, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1854 году и являющаяся превосходным образцом высочайшей квалификации мастеров завода (эстимейт 150–250 тысяч фунтов). На вазе, выполненной в форме амфоры, изображен юный пастушок в безрукавке из овечьей шкуры, держащий свирель. Изображение на вазе является уменьшенной копией созданного в Неаполе портрета кисти Пимена Орлова, ученика Карла Брюллова. Большую часть жизни после обучения в Академии Пимен Орлов провел в Италии, куда он при содействии Общества поощрения художников отправился в 1841 году. Данный портрет, предположительно, являлся частью собрания Императорской Академии художеств. Сама ваза демонстрирует виртуозную технику росписи, над которой работал Фёдор Тарачков — один из тех немногих мастеров Императорского фарфорового завода, которые расписывали наиболее выдающиеся предметы, изготовленные на заводе в середине XIX века.
В рамках торгов вниманию коллекционеров будет представлено более 40 работ Фаберже, многие из которых принадлежали представителям императорской фамилии, например Николаю II, Марии Фёдоровне и великой княгине Марии Павловне. Особого упоминания заслуживают два лота. Один из них — золотая табакерка с клеймом Михаила Перхина, украшенная эмалью, изготовленная в Санкт-Петербурге около 1890 года (эстимейт 50–70 тысяч фунтов), — напоминает знаменитую табакерку Фаберже, выполненную по заказу Александра III, который призывал русских мастеров превзойти в профессионализме французских ювелиров XVIII века. Результат настолько превысил ожидания императора, что он приказал выставить табакерку в Эрмитаже. Второй лот — золотой портсигар Фаберже с клеймом Михаила Перхина, украшенный эмалью, изготовленный в Санкт-Петербурге около 1890 года, — оценен экспертами аукционного дома в 40–60 тысяч фунтов. Этот портсигар принадлежал леди Мюриел Пэджет, первой покровительнице лондонских отделений фирмы Фаберже.
Золотая подарочная табакерка, украшенная эмалью и драгоценными камнями, с клеймом Александра Трейдена (эстимейт 80–120 тысяч фунтов), является одной из 59 табакерок с императорской монограммой, изготовленных специально для министров императорского правительства между 1894 и 1917 годами. Это прекрасный образец работы мастеров цеха Александра Трейдена, которые выполняли эксклюзивные заказы для фирмы «К. Ган» — официального поставщика русского императорского двора. Вероятно, впоследствии табакерка была подарена профессору Отту, бывшему акушером императрицы Александры Фёдоровны и присутствовавшему при рождении пятерых ее детей.
В рамках торгов на продажу будет выставлена уникальная детская гренадерка лейб-гвардии Павловского полка, принадлежавшая царевичу Алексею, единственному сыну Николая II и Александры Фёдоровны (эстимейт 40–60 тысяч фунтов). В своем письме от 19 декабря 1969 года, адресованном отцу нынешнего владельца головного убора, полковник Александр Редькин, служивший в Павловском полку с 1903 по 1916 годы, говорит: «Я абсолютно уверен в том, что эта гренадерка принадлежала наследнику трона царевичу Алексею. Ни один другой ребенок не мог стать владельцем какой-либо части униформы полка. Этот предмет может рассматриваться как священная реликвия».
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20091124_christies_russian_sales.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20091124_christies_russian_sales.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.