Предаукционный показ Christie’s в Большом театре
21 сентября Сhristie’s совместно с Credit Suisse представил предаукционную выставку «Галерея Popoff: Русское искусство — страсть длиною в жизнь» в Большом театре
21 сентября в Москве состоялся предаукционный показ Christie’s, на котором были представлены произведения русского декоративно-прикладного искусства, изделия из фарфора и акварели из собрания галереи Popoff, которое считается одной из самых выдающихся коллекций русского искусства, находящихся за пределами России. Показ прошел в Большом театре, идеально подходящем для демонстрации уникальных и высококачественных работ, на которых лежит неповторимый отпечаток российской истории.
Алексей Тизенгаузен, глава международного департамента русского искусства Christie’s: «Выставлять на торги такую коллекцию — это большая честь для нас. Мы рады, что это событие позволит нам значительно разнообразить аукционный календарь осени, добавив к нему отдельные торги, посвященные русскому декоративно-прикладному искусству и живописи. Галерея Popoff является одним из старейших мировых арт-дилеров в сфере русского искусства. На протяжении последних 90 лет ее клиентами были многие выдающиеся коллекционеры. И надо сказать, что безупречная репутация, созданная Александром Александровичем Поповым, предлагавшим своим клиентам самое лучшее из всего, что было на рынке, заслуженно сохранилась за галереей вплоть до сегодняшнего дня. Октябрьские торги Christie’s в Лондоне предоставят коллекционерам уникальную возможность приобрести несущие на себе неповторимый отпечаток русской истории произведения из собрания, о котором будут помнить и говорить еще многие десятилетия».
Алексис Родзянко, глава управления по работе с частным капиталом Credit Suisse в Москве: «Credit Suisse рассматривает Россию в качестве одного из ключевых рынков для развития своего бизнеса, накопив богатый опыт работы в стране за более чем 30 лет. Совместно с аукционным домом Christie’s Credit Suisse рад предоставить российским клиентам и инвесторам возможность познакомиться с этой выдающейся коллекцией».
На коллекции лежит неповторимый отпечаток бесспорной репутации Александра Александровича Попова как выдающегося ценителя и коллекционера русского искусства. Работы, выставляемые на торги, демонстрируют разнообразие и качество, свойственные всему собранию, а сам аукцион позволит новому поколению коллекционеров разделить страсть Александра Александровича к русскому искусству.
Интерес Александра Попова к русскому искусству был безграничен, однако его особой страстью были изделия из фарфора. Его богатый опыт и феноменальная интуиция вошли в легенду. Один из коллекционеров вспоминал, что когда он, будучи еще совсем молодым, столкнулся в галерее с уже пожилым владельцем, то был поражен тем, как Александр Александрович, обладавший слабым зрением, на ощупь давал точнейшие характеристики принесенным ему на оценку работам. Именно подобного рода приверженность своему делу позволила Александру Попову создать коллекцию, которая и по сей день остается одним из самых значительных частных собраний русского фарфора, находящихся за пределами России.
Несмотря на то что фарфор XVIII века составляет большую часть коллекции галереи «Popoff», на торги также будет выставлена значительная подборка акварелей, датируемых началом XIX века, среди которых представлены работы таких выдающихся русских художников, как Александр и Карл Брюлловы, Пётр Соколов, Владимир Гау и другие.
Предаукционная выставка в Большом театре включает в себя около 40 работ из коллекции, в общей сложности насчитывающей более 550 лотов, которые будут предложены на лондонские торги Christie’s 12 и 13 октября 2009 года.
Фарфор
Топ-лотом секции изделий из фарфора является редчайший презентационный набор, состоящий из блюдца и чашки с крышечкой, украшенной двуглавым орлом. Выпуск Императорским фарфоровым заводом Санкт-Петербурга данного набора был приурочен ко дню коронации Екатерины Великой в 1762 году, последовавшей за свержением с трона ее мужа, Петра III, 28 июня того же года. Особенностью данного набора является монограмма Екатерины Великой, присутствующая на обоих предметах и состоящая из инициала «Е» и арабской цифры «2», что характерно исключительно для отдельных предметов, выпущенных в первые годы царствования императрицы. Впоследствии на всех работах встречается римская цифра «II». Александр Попов был первым, кто смог, исходя из этого, точно датировать данный набор в 1930 году. Уникальность этого лота дополняется тем, что аналогов данной работе не существует ни в одной музейной коллекции России.
На торги будет выставлен еще один презентационный набор, состоящий из цилиндрической чашки с крышечкой и блюдца (эстимейт 140–160 тысяч фунтов). Оформление набора, выпущенного в 1798 году также Императорским фарфоровым заводом Санкт-Петербурга, схоже с коронационным сервизом, выпуск которого 5 апреля 1797 года был приурочен ко дню восшествия на престол Павла I. Все предметы сервиза были украшены двуглавым орлом, гербом Российской империи и герцогской эмблемой рода Гольштейн-Готторп. Данный коронационный сервиз был в свою очередь оформлен по подобию сервиза, изготовленного мастерами Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры в 1778 году для великого князя Павла Петровича (в будущем императора Павла I) по заказу прусского короля Фридриха II. Предметы из коронационных сервизов крайне редки и нечасто встречаются даже в собраниях крупнейших российских музеев. Кроме того, выставляемый на торги презентационный набор украшает мальтийский крест, появившийся на российском гербе после того, как в 1798 году Павел I был избран великим магистром Мальтийского ордена и стал его протектором. Выдающийся уровень художественного исполнения набора, равно как и золотые клейма на дне чашки и обратной стороне блюдца, позволяют говорить о том, что он был изготовлен по специальному заказу и предназначался лично для императора.
Еще одним шедевром с императорским провенансом является сервиз 1760-х годов, выполненный по заказу Екатерины Великой на Императорском фарфоровом заводе специально для ее фаворита — графа Григория Григорьевича Орлова, который помог восшествию Екатерины на престол в 1762 году. Предметы сервиза расписаны по мотивам работ известного исторического и портретного живописца Гавриила Игнатьевича Козлова и украшены монограммой «ГГО» (инициалами Орлова), которая переплетается с изображениями трофеев, ассоциирующихся с военной карьерой графа. В общей сложности сервиз, который был обнаружен лишь в 1912 году, состоит примерно из 300 предметов.
Особый интерес представляет вопрос датировки данного сервиза. Заводские клейма на предметах аналогичны тем, что использовались во время правления Елизаветы I (1741–1762) и вплоть до первых лет правления Екатерины Великой. Согласно письменным источникам, в которых упоминается сервиз, на каждом из них стоял елизаветинский герб, хотя сделан он был по заказу Екатерины Великой. Кроме того, декоративные элементы, украшающие сервиз, включают в себя дворянскую корону Орлова, а также изображения трофеев, относящихся к получению Орловым графского титула. Эти детали позволяют датировать сервиз серединой 1760-х годов. Общепризнанным является мнение о том, что сервиз, включавший в себя более 300 объектов, был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе между 1763 и 1770 годами. Также следует отметить уникальность данного сервиза, аналогов которому не существует, принимая во внимание количество предметов и изысканность оформления (золотая и серебряная роспись по фарфору).
Акварели
Отдельные акварели из собрания галереи «Popoff» стали частью выставки, проходившей в 1999 году в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. За две недели работы выставки ее посетило более 15 000 человек. Большую часть экспонатов составляли портреты высшего света России XIX века кисти самых известных художников того времени.
На одном из портретов кисти Владимира Гау (1816–1895) 1841 года изображен старший сын императора Николая I — будущий император Александр II (1818–1881) в мундире генерал-майора. Александр станет императором спустя 14 лет. На полотне запечатлен молодой человек, который только что вернулся из путешествия по России и Европе и женился на принцессе Гессенской Марии (1824–1880).
На торги также будет выставлен портрет Александра Аркадьевича Суворова (1804–1882), князя Италийского и внука последнего генералиссимуса Российской империи Александра Васильевича Суворова (1729–1800), кисти Александра Брюллова (1798–1877). Александр Аркадьевич обучался в Сорбонне и Геттингенском университете, после чего в 1824 году вернулся в Россию и был зачислен юнкером в лейб-гвардии конный полк. Александр Суворов участвовал в персидской кампании, русско-турецкой войне 1828–1829 годов и в подавлении польского восстания 1830 года. С 1848 по 1861 год занимал должность генерал-губернатора Рижской губернии, а с 1861 по 1866 — санкт-петербургского военного генерал-губернатора. Данный портрет был предположительно выполнен по заказу, приуроченному к женитьбе Александра Аркадьевича на Любови Васильевне Ярцовой в 1830 году. На протяжении долгого времени было неизвестно, кто изображен на портрете, но на сегодняшний день он считается одной из лучших работ Александра Брюллова.
На акварели кисти Владимира Ивановича Гау (1816–1895) изображена Наталья Николаевна Гончарова (1812–1863), жена великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ее мягкий взгляд и изящные черты переданы с непревзойденным мастерством, а обворожительный овал лица подчеркивается формой самого портрета.
Спустя 7 лет после гибели Пушкина, в 1844 году Наталья Николаевна вышла замуж за генерал-лейтенанта Петра Петровича Ланского. Считается, что именно к этому событию и было приурочен данный портрет, написанный в том же году.
Картины Карла Павловича Брюллова (1799–1852) составляют значительную часть собраний таких выдающихся русских музеев, как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Русский музей в Санкт-Петербурге.
На торгах творчество Карла Брюллова будет представлено акварельным портретом Джованины Пачини (1799–1852). Джованина послужила моделью для нескольких работ Карла Брюллова. Ее приемной матерью была одна из богатейших женщин России — графиня Юлия Самойлова, которая на протяжении некоторого времени состояла в романтической связи с художником и заказала ему несколько портретов дочери. Настоящая работа является великолепным примером мастерства художника в передаче цветовых контрастов и нюансов и его безупречного внимания к деталям. На акварели Джованина изображена в черной шали на фоне облачного неба. Впоследствии Карл Брюллов написал еще один портрет Джованины, на этот раз — маслом. Сегодня картина «Всадница» является частью собрания Третьяковской галереи.
Предаукционный показ в Лондоне, на Кинг-Стрит, состоится 9–11 октября 2009 года.
Торги пройдут в Лондоне, на Кинг-Стрит, 12 и 13 октября 2009 года.
Источник: пост-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090923_christies.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090923_christies.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.