Русские торги Sotheby’s: Кустодиев, Рерих, Нестеров
Произведения Бродского, Кустодиева и Виноградова – топ-лоты вечернего аукциона русского искусства Sotheby’s
8 июня 2009 года в Лондоне на Sotheby’s в рамках Недели русских торгов состоится вечерний аукцион русского искусства, который проходит два раза в год. Всего будет выставлено 28 лотов.
Большинство работ происходит из частных собраний и не появлялось на рынке уже много лет. Помимо обнаруженной работы Исаака Израилевича Бродского (1883–1939) «Няня с детьми», на торгах будут выставлены три картины из собрания Коулфакс, а также произведения таких мастеров русского искусства, как Николай Рерих, Борис Кустодиев, Михаил Нестеров и Сергей Виноградов.
После завершения вечернего аукциона русского искусства пройдет аукцион современного искусства России и Украины (9 июня), затем дневной аукцион русского искусства (10 июня) и дневной аукцион произведений декоративно-прикладного искусства с работами Фаберже и иконами (10 июня).
Одним из главных лотов предстоящего вечернего аукциона является картина Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) «Сельская ярмарка» (частное собрание), подписанная и датированная 1920 годом. В 1910-х годах состояние здоровья Кустодиева, страдавшего болезнью позвоночника, резко ухудшилось. Прикованный к инвалидному креслу и практически отрезанный от внешнего мира, художник вынужден был работать по памяти. «Сельская ярмарка» (эстимейт 1–1,5 миллиона фунтов) — типичный образец кустодиевских пасторальных картин из жизни русской провинции. В послереволюционное время, накануне новых мировых катаклизмов безвозвратно ушедшая в прошлое патриархальная Россия, представленная в картинах Кустодиева, пользовалась большим успехом как на родине художника, так и в Европе.
Собрание Коулфакс
В 1920-х годах одной из самых заметных фигур в русской эмигрантской среде Нью-Йорка была Соня Коулфакс. Она родилась в России в семье преуспевающего коммерсанта, но еще до революции покинула страну. После недолгого замужества в Германии Соня, прибыв в 1922 году в Нью-Йорк, начала жизнь «с чистого листа». Ее дом на Лонг-Айленде стал настоящей Меккой для русских музыкантов, художников и интеллектуалов. Соня выставляла принадлежавшие ей произведения Михаила Нестерова и Александра Моравова и продолжала пополнять свою коллекцию в США и Европе в 1924–1930-х годах. Помимо русского искусства, она собирала работы современных американских художников, художественное стекло, образцы английской и американской мебели того времени.
Со своим будущим мужем Питером Коулфаксом Соня познакомилась в конце 1920-х годов и прожила с ним в браке более 25 лет. Питер был старшим сыном другой замечательной женщины своего времени — Сибиллы Коулфакс, одной из основателей знаменитой дизайнерской фирмы «Коулфакс и Фаулер».
Картина «Дама в интерьере» (1924, 150–200 тысяч фунтов) Сергея Арсеньевича Виноградова (1869–1938) — одна из первых работ, написанных в квартире, снятой художником в центре Риги в доме № 8 по улице Элизабетес. О недавнем переезде свидетельствует отсутствие законченной обстановки в интерьере. Впервые Виноградов оказался в Риге вместе с Игорем Грабарем и Константином Сомовым в декабре 1923 года по пути в Нью-Йорк, где в 1924 году в Grand Central Palace должна была открыться «Выставка русского искусства». Художник был настолько очарован «упоительной тишиной» Риги, что после Америки решил переехать в столицу Латвии и никогда уже не возвращаться в Москву.
Два других лота из собрания Коулфакс — картина «В провинции» 1920 года Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927), являющаяся эскизом декорации к несостоявшейся постановке пьесы А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (300–500 тысяч фунтов), а также работа Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) «Одинокая женщина» (100–150 тысяч фунтов).
Еще один топ-лот аукциона — картина Александра Константиновича Богомазова (1880–1930) «Абстрактная композиция» (1914–1915). Работа происходит из крупной частной коллекции Сан-Франциско. Богомазов считается одним из ярчайших представителей украинского авангарда. В 1902 году он поступил в Киевское художественное училище, но был исключен в 1905 году за участие в революционных выступлениях. Переехав в Москву, Богомазов продолжил профессиональное образование в частных студиях Фёдора Рерберга и Константина Юона. В 1913–1914 годах он уже среди самых заметных фигур русского кубофутуризма, один из идеологов и теоретиков этого направления. Будучи в первую очередь художником- экспериментатором, Богомазов в своих работах уделял много внимания выразительным возможностям линии и цвета, динамике и ритму, что в полной мере отразилось и в «Абстрактной композиции» с ее переплетающимися диагоналями, кривыми и острыми углами, создающими ощущение мощной ритмической пульсации. В этой работе в полной мере проявилось смелое новаторство Богомазова. Картина, приобретенная в частную коллекцию в 1989 году, находилась в ней около 20 лет. Ее эстимейт: 300–400 тысяч фунтов.
На аукцион также будет выставлена работа Николая Константиновича Рериха (1874–1947) «Сокровище» (1919, 300–500 тысяч фунтов) из частного собрания США. Композиция и выразительные средства в этом типичном карельском пейзаже, в отличие от множества других эскизов, сделанных художником в последующие два года, предельно лаконичны. Рерих тщательно конструирует картину, словно пропитывая каждый ее миллиметр религиозным мистицизмом, как те древние мастера, искусством которых он вдохновлялся.
Дневной аукцион русского искусства
Топ-лоты дневного аукциона русского искусства — две работы Льва Бакста (1866–1924). Один из них — эскиз костюма Индийского Принца к балету «Синий бог», датированный 1911 годом (15–20 тысяч фунтов). Авторы либретто этого балета на тему индийской легенды — Жан Кокто и Фредерик де Мадрасо, музыка — Ренальдо Гана. Спектакль готовился к «Русским сезонам» Дягилева в 1911 году, однако его премьера в Париже была отложена на год и состоялась в 1912 году. При работе над спектаклем «Синий бог» Бакст вдохновлялся образцами традиционного индийского костюма из средневековой могольской миниатюры. В этой же стилистике Бакст работал при создании костюмов к балетам «Шехерезада» и «Ориенталии». Второй топ-лот — эскиз костюма жреца Сомы к балету «Синий бог» 1911 года (15–20 тысяч фунтов).
Источник: пресс-релиз Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090605_sothebys_russian_sales.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090605_sothebys_russian_sales.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.