Аукционы русского искусства в Лондоне. Ситуация обнадеживает
Под давлением негатива ситуация имела все шансы ухудшиться. Если бы аукционы провалились, то это стало бы сигналом о проблемах с ликвидностью и приближающемся спаде на рынке искусства. К большой радости участников рынка, этого не произошло
Настроение участников рынка искусства, съехавшихся на «русскую неделю» в Лондон, поначалу было неважное. В последних числах ноября, накануне первого дня торгов бытовало мнение, что продажу даже сорока процентов лотов можно считать успехом аукционов. Наиболее пессимистично настроенные коллекционеры и инвесторы предрекали, что будет продано и вовсе лишь процентов двадцать лотов, в то время как в лучшие годы результат превосходил восемьдесят процентов — в период бума сметали почти все.
Причин для таких опасений было несколько. Еще до начала торгов опытные коллекционеры обращали внимание на то, что средний уровень выставленных на торги работ был заметно ниже обычного. Шедевров, можно сказать, почти не было. Такой ассортимент даже в период бурного роста рынка был чреват неудачей. А уж в текущий момент и подавно. К фактору ограниченного выбора работ очень некстати прибавился и фактор высоких цен. Эстимейты (ценовые рекомендации аукциона) на большую часть работ были излишне оптимистичными; это вызывало естественное удивление, но объяснялось просто: аукционное собрание лотов формировалось еще с лета, когда ситуация была значительно лучше, и летние эстимейты докатились по инерции до осенних торгов. Но уже к следующим торгам представители аукционных домов полны решимости скорректировать эстимейты в меньшую сторону.
Под давлением негатива (слабая подборка + переоценка) ситуация имела все шансы ухудшиться. Если бы аукционы провалились, то это стало бы сигналом о проблемах с ликвидностью и приближающемся спаде на рынке искусства. К большой радости участников рынка, этого не произошло. Если первые торги, проведенные аукционом Bonhams, сложились неудачно (успеха им, правда, не предрекали даже оптимисты), то уже на следующих, более показательных вечерних торгах Sotheby’s все наладилось — на лицах участников и устроителей торгов расцвели улыбки. Было продано около шестидесяти процентов лотов, чего, честно говоря, мало кто ожидал.
О торгах Bonhams 24 ноября можно вспомнить, что по начальному эстимейту в 150 тысяч фунтов была продана поздняя, но выразительная работа Наталии Гончаровой «Сбор хвороста». Кто-то совершил выгодную покупку. Гончарова, напомним, является автором самой дорогой работы в мире среди женщин-художниц. Другую выгодную покупку совершил новый владелец огромной (шириной 2,35 м) работы шестидесятника Олега Целкова «Многоголовый персонаж с ложкой» (1982). Картину с эстимейтом 150–180 тысяч фунтов покупатель сторговал за 45 тысяч фунтов. Трудно вспомнить другой случай в современной аукционной истории, чтобы сделка завершилась по цене, более чем в три раза меньшей нижнего эстимейта.
На вечерних торгах Sotheby’s 24 ноября сильный холст «Цветы на розовом» Петра Кончаловского (объединение «Бубновый валет») при эстимейте 800–1 200 тысяч фунтов был продан за 1,026 миллиона фунтов — выше прогноза ARTinvestment.RU. Обладающая таким же эстимейтом, но не выдающаяся экспериментальная работа Аристарха Лентулова (коллеги Кончаловского по «Бубновому валету») была неожиданно удачно продана за 937 тысяч фунтов (прогноз AI был «скорее не продано»). Локальной микросенсацией можно назвать продажу работы «Обнаженная» Михаила Ларионова за весомые 1,385 миллиона фунтов при том, что, по мнению опытных коллекционеров, эту работу трудно отнести к числу сильных произведений. Пожалуй, самая яркая битва разгорелась за темперу «Вождь» Николая Рериха. Быстро миновав значения эстимейта в 250–350 тысяч фунтов, двое покупателей не остановились и на миллионе фунтов. В итоге цена эпического произведения зафиксировалась на отметке 1,105 миллиона фунтов.
На другой день, 25 ноября, следующая сессия торгов Sotheby’s показала уже ожидаемый результат: почти половина лотов была продана. С этого момента появилась уверенность, что рынок «живет», хотя принятие решений стало более взвешенным. Опытные коллекционеры отметили общую тенденцию — уверенно продаются работы с качеством выше среднего. Вторая сессия торгов Sotheby’s была в значительной степени посвящена послевоенному искусству и выдающихся результатов не показала. Немало работ художников-шестидесятников оказалось в зоне not sold. Этот «сбой» объяснить довольно трудно, потому что послевоенное неофициальное искусство имеет по-прежнему высокий инвестиционный потенциал. Из нормальных прогнозируемых продаж можно отметить реализацию картины Дмитрия Краснопевцева «Натюрморт с бутылками» (1969) за 85,25 тысячи фунтов при эстимейте 40–60 тысяч фунтов. Интересная «потолочная» коллекционная портретная композиция «Вращение» шестидесятника Олега Васильева была продана за 97,25 тысячи фунтов, оставшись в пределах эстимейта 80–120 тысяч фунтов. Забавный «Мужчина с лимоном» (1960-е) Олега Целкова неожиданно резво превзошел разумный эстимейт в 50–70 тысяч фунтов и остановился на отметке 109,25 тысячи фунтов.
Сегодня-завтра у аналитиков рынка искусства появится больше информации для размышления. 26-27 ноября пройдет серия русских торгов Christie’s, плюс 26-го состоится большой русский аукцион MacDougall’s (специалисты обращают внимание на чрезмерно высокие эстимейты этого аукциона). В целом оптимизма стало гораздо больше, вчера ценовой индекс русского искусства ARTIMX по итогам торгов оставался в зеленой зоне с небольшим плюсом (+1,82 %). Пока это рынок дилерский, но есть ожидания, что скоро наступит время коллекционера, когда более скромные эстимейты создадут оптимальные условия для приобретения картин в частные собрания.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20081126_auctions_russian_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20081126_auctions_russian_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.