Анатолий Боровков подводит итоги русских торгов Bloomsbury
Член Международной Конфедерации антикваров и арт-дилеров Анатолий Боровков подводит итоги аукциона Bloomsbury 29 октября 2008 года «Русская литература и искусство»
29 октября, в период мирового финансового кризиса, в Нью Йорке прошел уже второй, в целом слабый по подбору, аукцион дома
На торги был выставлен 251 лот, в основном книги и графические листы. В результате аукциона было продано лишь 47 лотов, причем некоторые из них по отношению к российскому рынку показали неплохие результаты. На этих результатах хочу остановиться подробнее.
За 5 000 долларов была продана книга-альбом Н. П. Феофилактова «66 рисунков» 1909 года издания (лот № 43). Не так давно на московском аукционе «Гелос» аналогичная книга в худшем состоянии, но с дарственной надписью художника была продана не более чем за 1 000 долларов.
Небольшая книга Юрия Юркуна «Дурная компания», изданная в 1918 году, с иллюстрациями Ю. Анненкова ушла также за 5 000 долларов, благодаря аннотации, говорящей о принадлежности автора к гей культуре и, в частности, его близости с поэтом М. Кузминым. Российская цена на аукционе за эту книгу сегодня вряд ли смогла бы превысить и 500 долларов.
Сам Михаил Кузмин, представленный на прошлом, майском, аукционе, как первый официальный гей России, так же показал неплохой результат. Три книги его рассказов в издании «Скорпион» 1910-х годов (лот № 78) были проданы за те же начальные 5 000 долларов, а рукопись его произведения на 22 страницы ушла уже за 6 000 долларов.
Зато не смогли продать автограф Антона Павловича Чехова на книге его повестей и рассказов за 20 000 долларов (лот № 29). Впрочем, это не первое издание с автографом, уже выставляли год назад на аукционе Кристи, и также не смогли продать.
Обидно за агитационную книгу Вл. Маяковского «Рассказ про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей» написанную совместно Третьяковым и Адливанкиным в 1924 году и ставшую очень редкой. Она была продана всего за 800 долларов.
Порадовали правильные цены, полученные за полные комплекты журналов «Весы» 1904–1909 (30 000 долларов) и «Золотое руно» 1906–1909 (50 000 долларов).
Неплохо выглядит результат продажи редчайшей, печатной обложки Н. Альтмана для материалов «Съезда работниц и крестьянок 1919 года», размером 44,0 х 62,5, исполненной в духе супрематизма (лот № 199, 30 000 долларов).
А вот удивление и тревогу вызвал лот № 243 с явно фальшивой книгой, оформленной будто бы И. Пуни, с его стихами и коллажами. За ее основу взяты несколько старых страниц из неустановленного дореволюционного издания. Они сложены пополам, украшены надписями, сделанными гуашью и акварельными красками, и коллажами с использованием бумаги 1950-х годов. Все это вставлено в сложенную пополам заднюю обложку от дореволюционного журнала «Мир искусства», также украшенную надписью с коллажем и скрепленную с блоком. Подобные фальшаки лет пять назад изготовлял умерший два года назад умелец Валерий, и мне приходилось с ними встречаться. Недавно я имел честь держать в руках подобный фальшивый альбомчик — книгу, которую принесли на консультацию, озаглавленную «Крученых», с картинками, написанными маслом по бумаге от старой книги, в авангардном стиле, совсем не присущем футуристу Крученых. На самом деле в истории русского авангарда известна лишь одна книга, изготовленная подобным образом. Это книга Варвары Степановой «Гауст Чаба» 1919 года, с ее заумными стихами, написанными цветной гуашью и украшенными коллажами. Степанова изготовила 50 экземпляров книги на сложенных листах газеты «Известия» № 160 (424). Это был ее единственный эксперимент, более никем не повторенный.
Поразили меня и три рисунка якобы того же Пуни (лоты № 235–237). Они выполнены в стиле супрематизма, на чистых старых бланках почтовых открыток, и озаглавлены «Ты»; «Я», а третья — с изображением человека, держащего в руках что-то, напоминающее фаллос с супрематической головкой, похожей на голову персонажа, то есть «головкой от …» В провенансе указано, что на обороте этих «произведений» стоит штамп монограмма И. Пуни в виде венка с инициалами. На иллюстрации в каталоге четко видны инициалы П. М — то есть это скорее Петр Митурич или Пупкин Митя. Оценены эти «шедевры» по 5 000 долларов за штуку! Слава богу, их никто не купил.
Теперь о хорошем. Аукционный дом Bloomsbury анонсирует на 4 декабря уже третий аукцион русских книг, где будут представлены действительно редкие русские авангардные издания, среди которых конструктивистская папка-альбом «Искусство в быту» 1925 года (от 25 000 долларов); книга с коллажами «Октябрь в кубе» (60 000–80 000 долларов); «Азбука» А. Бенуа (5 000–7 000) и «Азбука» В. Лебедева 1925 года (8 000–12 000).
Анатолий Боровков, член Международной Конфедерации антикваров и арт-дилеров, эксперт по книгам и печатной графике русского авангарда
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20081106_borovkov.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20081106_borovkov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.