Art Investment

Питер Дойг все-таки вынужден оправдываться в суде

Художник отказывается признать авторство некоей картины 1976 года, но нынешний владелец хочет заставить Дойга сделать это по решению суда

Подробности этого курьезного дела описаны в нашей статье «Питер Дойг судится с тюремным надзирателем». Коротко суть: в 1976 году надзиратель исправительного учреждения Роберт Флетчер купил у молодого заключенного, отбывающего наказание за хранение ЛСД, картину за $100. Речь идет о любительского уровня пейзаже — между примитивизмом и сюрреализмом. Купил и купил, не важно зачем. Пейзаж был подписан Pete. Doige. И вот спустя почти сорок лет знакомый дилер надоумил надзирателя, что это тот самый знаменитый Дойг, за работы которого коллекционеры платят сегодня многие десятки миллионов. Аукционный рекорд Дойга — $25 млн, с ним он входит в топ-10 самых дорогих из ныне живущих художников. А раз так, то и этот пейзажик может потянуть миллионов на пять. Дело было за малым — получить подтверждение от автора, ныне здравствующего.

Но тут нашла коса на камень. Художник ответил вежливым отказом: картина не его. Начал объяснять, что в канадской тюрьме не сидел, фамилия его Doig, а не Doige, без e на конце. Что сокращенным именем Pete. не подписывался. И вообще почти никогда не подписывался на лицевой стороне. А акрилом, которым написана картина, и вовсе никогда не работал. «Увиливает, — подумал надзиратель. — Видали мы таких». Привлек адвоката, и вместе начали давить на художника: «Признай!». Тот ни в какую, и дошло до суда.

Казалось бы, дело безнадежное. Но правосудие — процесс процедурный, а сторона истца не намерена сдаваться. Она нашла мелкие несоответствия в показаниях художника (например, тот не вспомнил школу, в которой недолго учился) и продолжает стоять на своем. На беду Дойга, в 1976 году его действительно угораздило жить в Канаде. Еще хуже, что у него была действительно бурная молодость с ЛСД, кражей и другими проделками. И теперь эти досадные нюансы пробивают бреши в защите.

В итоге сейчас уважаемый художник вынужден отвечать в суде, проходить перекрестный допрос, подтверждать, что в Канаде он не привлекался, и так далее. Причем адвокат истца на допросах усердствует так, что пару раз Дойг вынужден был сказать: «Вы что, кричите на меня?»

И уже не важно, что настоящий автор, похоже, нашелся: некий Peter Edward Doige, который сидел в канадской тюрьме в 1970-х и умер в 2012 году. Судебную машину уже не остановить.

К слову, случаи, когда художники не признают свои работы, действительно бывают. И их не мало, мы в России в своей аукционной сфере с этим периодически сталкиваемся. На нашем форуме была даже тема «Отказ живого художника от своей работы» — там собраны некоторые подозрительные случаи. Мотивы отказа от своей работы могут быть разные. Забыл. Или подарил, а потом поссорился с владельцем, решил насолить. Или украли. Или считает теперь работу слабой и предпочитает дипломатически «забыть». Все такие ситуации пусть и не безвыходные, но очень проблемные. Для перепродажи отказ художника — это очень серьезное осложнение.

Но в случае с Дойгом позиция художника уж слишком хорошо аргументирована. Поэтому мне как стороннему наблюдателю интересны два вопроса. Первый: каковы истинные цели стороны истца? То есть что они хотят получить в результате конфликта с художником? И второй: как и кому в случае успеха в суде дилер намеревается продать спорную работу якобы Дойга? Какой дурень ее теперь купит с таким скандальным шлейфом?

Источники: news.artnet.com, artinvestment.ru, forum.artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20160817_doige.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20160817_doige.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».