Холст Караваджо сгрызли крысы и доели свиньи. Но его нарисовали с нуля
Ученые-реставраторы из лаборатории Factum Arte реконструировали похищенную 55 лет назад картину Караваджо для алтаря часовни
На днях ученые в Италии сообщили, что заново «написали» двухметровый холст Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием». Сделали реконструкцию с оригинала 1609 года. Причем единственный исходник, который был в руках исследователей, — это скверненькая фотография размером 10 × 12, сделанная в 1968 году. Невозможно, — скажете вы.
И будете неправы.
Ученые-реставраторы из лаборатории Factum Arte проанализировали оригинальные произведения итальянского мастера, восстановили старинные методики, смоделировали структуру мазка Караваджо по другим сохранившимся работам.
И принялись за дело.
По фотографии создали цифровую модель. Где информации не хватало, там, извините, додумали сами. Затем двухметровый холст покрыли клеем и мелом, как делал Караваджо, и напечатали изображение методом многослойной цифровой печати. Зачем этот цирк? — спросите вы. Ясно же, что Караваджо на принтере не станет Караваджо. Я тоже так думал. Но точность в этом вопросе оказалась не важна. Задача стояла скорее ритуальная, а цели ученых оказались вполне благородными.
Напечатанного на принтере Караваджо вернут на его место в алтаре часовни Сан Лоренцо в Палермо, откуда оригинал похитили в 1969 году. Преступление было выполнено непрофессионально и варварски. Картина пострадала сразу в момент похищения. За прошедшие 55 лет ее так и не нашли и надежда потеряна. В преступлении подозревают мафию. Со слов осужденных по другим делам преступников, картину прятали на ферме, где ее объели свиньи и погрызли крысы. После чего мафия сожгла улику. Похоже на чушь, но все может быть.
Хотя почему сразу чушь? Громкая кража, ферма и испорченный шедевр — это же где-то мы уже видели не так давно. Точно: похищение картин Мунка из музея Осло в 2004 году. Тогда тоже с картинами обращались скверно, в холсте «Мадонны» проделали дыру в момент похищения, а потом прятали в неподобающих условиях, в каком-то автобусе на ферме под Осло. Кражу устроил тоже непрофессионал. И кстати, кто-то из сообщников-цыган тоже врал, что шедевры Мунка были сожжены и вот вам пепел — проверяйте. Но в 2006 году все благополучно нашли в слегка потрепанном виде. И восстановили.
В общем, драматургия преступлений стремительно вырождается. Когда в следующий раз украдут шедевр, то «шерлокам» даже не нужно включать голову. Надо, не теряя времени, бежать на ближайшую ферму и обыскивать все фургоны и свинарники. Все жулики прячут краденое именно там — точно вам говорю.
P. S. А у нас тут оценщики подолгу спорили с искусствоведами, можно ли для оценки искусства применять затратный подход (то есть основанный на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки). Искусствоведы упираются: заново шедевр воссоздать нельзя, дескать, будет уже не то. А тут вот, пожалуйста, готовый пример. Даже по фотографии. Ну, разве не лихо?
Источники: dailymail.co.uk; artinvestment.ru; directorinfo.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20151218_caravaggio.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20151218_caravaggio.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.