Французский ученый: «Под “Моной Лизой” есть еще один портрет»
Паскаль Котте в течение 10 лет изучал знаменитую «Мону Лизу» Леонардо да Винчи с помощью отраженного света. Он утверждает, что на первоначальном портрете модель смотрит в сторону и не имеет загадочной улыбки
Французский ученый Паскаль Котте (Pascal Cotte) заявляет, что под знаменитой «Моной Лизой» Леонардо да Винчи есть еще один портрет. Это открытие он сделал, применяя новую технологию отраженного света. На исследования ушло свыше 10 лет. Котте представил свою реконструкцию первоначального портрета: модель мало того, что смотрит в сторону, так еще и не обладает той загадочной улыбкой, что пленяет всех нас уже 500 лет. Сотрудники Лувра отказались комментировать заявления Котте.
Паскаль Котте, один из основателей компании Lumiere Technology в Париже, впервые получил доступ к картине Леонардо в 2004 году. В исследованиях он впервые применил так называемый метод размножения слоев (Layer Amplification Method, LAM). Суть его в том, что картина подвергается сериям сильных высвечиваний. Камера фиксирует показатели отраженного света и на основе этих измерений анализирует красочные слои. Ученый утверждает, что его технология позволяет заглянуть в красочный слой гораздо глубже, позволяет снять слои один за другим, словно луковую шелуху, и реконструировать всю хронологию создания картины.
Получившийся в результате реконструкции первоначальный портрет Паскаль Котте считает портретом совсем другой женщины — не Лизы Джерардини. Кроме того, он утверждает, что в одном из нижних слоев есть также едва уловимый абрис женщины с головой и носом большего размера, большими руками, но более миниатюрными губами. И наконец, еще одна версия представляет модель в образе Мадонны с жемчужным украшением на голове.
Эксперты по Леонардо неоднозначно оценили открытия Паскаля Котте. Например, художественный критик Уилл Гомпертц считает, что отказ сотрудников Лувра от комментариев говорит сам за себя. По его мнению, многократное переделывание композиции портрета — это совершенно нормально. Полученные при помощи новой технологии данные нуждаются в интерпретациях. Ими должны сообща заняться ученые и кураторы, а не один отдельно взятый ученый. К открытиям Котте необходимо подходить с осторожностью, полагает Гомпертц.
А вот искусствовед Эндрю Грэхем-Диксон, снявший документальный фильм «Секреты Моны Лизы», считает это одним из открытий века. Руководству Лувра придется со временем смириться с тем фактом, что это совсем не Лиза, а кто-то другой, считает Грэхем-Диксон.
Источники: bbc.com, telegraph.co.uk, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20151208_monalisa.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20151208_monalisa.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.