Загадочная «улыбка Моны Лизы» не единственная у Да Винчи
ARTinvestment.RU   25 августа 2015

Еще на одной работе Леонардо эксперты обнаружили тот же эффект едва уловимой улыбки

Британские эксперты утверждают, что раскрыли одну из загадок магической улыбки Моны Лизы («Джоконда», 1503–1506). Она не единственная в своем роде. Такой же загадочной полуулыбкой, то видимой, то невидимой, обладает модель с другого портрета Леонардо — «La Bella Principessa» («Прекрасная принцесса»), написанного в 1495–1496 годах.

Этот профильный портрет молодой девушки в платье эпохи Возрождения приписали руке Да Винчи всего несколько лет назад. Сначала в 2009 году на рисунке, выполненном тушью и цветным мелками на пергаменте, нашли отпечатки пальцев, совпадающие с отпечатками на другой работе Леонардо. А затем, в 2011 году эксперт Мартин Кэмп нашел в Варшавской библиотеке книгу, из которой был вырван этот рисунок. Это альбом XV века, рассказывающий историю рода Сфорца — рода, к которому принадлежал могущественный покровитель Леонардо да Винчи герцог Миланский Лодовико. Соответственно, моделью на портрете «La Bella Principessa» оказалась незаконнорожденная дочь Лодовико Сфорца — Бьянка Сфорца. Судя по символике, альбом служил ей свадебным подарком. Увы, 13-летняя Бьянка скончалась всего через несколько месяцев после свадьбы.

Сопоставляя технику на обоих портретах, эксперты из британского Университета Шеффилд Халлам пришли к выводу, что неуловимая улыбка была создана Леонардо да Винчи, скорее всего, специально.

Если смотреть на более ранний портрет «La Bella Principessa» с разных ракурсов, то наблюдается тот же самый эффект: улыбка то появляется, то исчезает. Мимика рта меняется в зависимости от того, с какого расстояния смотреть на портрет, и от того, какую степень размытия установить на цифровом изображении портрета. «Через серию психофизических экспериментов мы установили, что изменение угла зрения на губы “La Bella Principessa” влияет на выражение ее лица», — комментируют эксперты. 

Посмотреть на портрет с разных ракурсов и расстояния приглашали волонтеров, и они пришли к выводу, что если смотреть больше на глаза или если преднамеренно размыть изображение, то появляется эффект улыбки. Если смотреть на изображение с близкого расстояния, или если смотреть пристально на губы, то улыбка исчезает.

Эффект загадочной улыбки, наблюдаемый на обоих портретах, был достигнут при помощи техники сфумато, изобретенной Да Винчи. Путем нанесения многочисленных тончайших слоев краски художник добивался эффекта плавного перехода между цветами, смягчения контуров, окутывания дымкой. Исследования, проведенные несколько лет назад, показали, что Леонардо наносил (скорее всего, пальцами) на картину до сорока тончайших слоев краски. И толщина слоя не превышала двух микрон, что в 50 раз тоньше человеческого волоса. Именно благодаря этой уникальной технике появилась оптическая иллюзия с исчезающей улыбкой.

«Результаты экспериментов подтверждают теорию о том, что на портрете “La Bella Principessa” есть эффект оптической иллюзии, зависящий от угла зрения, — комментирует психолог Алессандро Соранцо (Alessandro Soranzo). — Но мы не может утверждать однозначно, был ли этот эффект преднамеренным. Однако, если принять во внимание мастерство Леонардо и последующее использование того же приема на картине “Мона Лиза”, то вполне возможно, что эта двойственность была создана специально. Ведь мастер всегда стремился выразить на своих портретах “внутреннее смятение разума”».

Источники: artnet.com, telegraph.co.uk, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20150825_mona_lisa_smile.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20150825_mona_lisa_smile.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх