Art Investment

Художники и цены

Появились новые доказательства того, что автором рисунка La Bella Principessa мог быть Леонардо

В свое время аукционный дом Christie's счел это произведение созданной в XIX веке неизвестным немецким автором копией, а некий галерист в частной беседе назвал его «кричащей подделкой, выполненной в ХХ веке». Теперь же один из ведущих британских искусствоведов, который еще два года назад утверждал, что выполненный на пергаменте портрет молодой девушки в профиль — утраченный шедевр Леонардо да Винчи, предъявил публике исчерпывающие, по его мнению, доказательства своей уверенности в подлинности рисунка. Мартин Кемп (Martin Kemp), почетный профессор искусствоведения Оксфордского университета, обнаружил, что лист с рисунком был вырван из книги XV века, рассказывающей историю рода Сфорца — рода, к которому принадлежал могущественный покровитель Леонардо да Винчи герцог Миланский Лодовико.

Ранее г-н Кемп предположил, что на портрете изображена Бьянка Сфорца, незаконнорожденная дочь герцога, которая скончалась через несколько месяцев после собственной свадьбы в возрасте 13 лет. Теперь эта догадка подтверждается обнаруженной ученым старинной книгой под названием «Сфорциада», рассказывающей историю славного миланского рода: символика изображений манускрипта свидетельствует о том, что он являлся свадебным подарком.

«Утверждения о том, что это подделка или копия утраченной работы Леонардо, теперь совершенно несостоятельны», — рассказал Мартин Кемп изданию Guardian. Ранее в этом году Кемп начал поиски, как он сам выражается, «иголки в стоге сена» — то есть манускрипта XV века с отсутствующим листом. На идею начать подобные поиски Кемпа навели следы стежков на левой стороне листа с портретом, которые заставили его предположить, что страница с рисунком была вырвана из большого, великолепно переплетенного тома. Однако шансы, что пятисотлетняя книга сохранилась, были весьма невелики, а возможность ее найти представлялась еще более сомнительной.

Несмотря на это, Кемп разыскал заветную книгу — он нашел ее в Варшаве, в Польской национальной библиотеке. Следы шва на листе и в книге при соединении идеально подходят друг к другу. Теперь Мартин Кемп с полной уверенностью утверждает, что портрет, выполненный тушью и цветным мелками на пергаменте, был создан именно в XV веке, а не в XIX, как посчитали эксперты Christie's. Аукционный дом продал работу в 1998 году за 11 400 фунтов, хотя на самом деле, при правильной атрибуции работа Леонардо могла бы заработать около 100 миллионов фунтов.

Мартин Кемп отправился в Варшаву вместе со специалистом, который в свое время провел научный анализ красочных слоев «Моны Лизы». Кемп так описывает волнующий момент, когда они с коллегой открыли заветный том: «…мы действительно увидели, что страница вырвана. Следы от швов совпадали, пергамент оказался таким же. Это действительно работа 1496 года, действительно Бьянка, действительно свадебный подарок. Кто-то может возразить: следы от стежков всегда находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Однако [в случае старинных книг] размеры стежков, сделанных вручную, различались».

Технический анализ подтвердил, что пергамент, на котором нарисован портрет, во всех отношениях очень схож по физическим характеристикам со страницами найденной книги. Мартин Кемп пояснил, что листы пергамента производились при помощи довольно сложного технического процесса путем доведения телячьей, козлиной или овечьей кожи до желаемой толщины. Даже в одной серии листов их толщина могла быть немного разной, не говоря уже о разных сериях. Толщина пергамента с портретом практически идентична толщине листов книги из варшавской библиотеки. На томе даже имеется вмятина, оставленная соскользнувшим лезвием, с помощью которого портрет был вырезан из книги.

Оглашенная ранее Мартином Кемпом атрибуция была поддержана несколькими учеными, в том числе экспертом по творчеству Леонардо Карло Педретти (Carlo Pedretti). Еще одним аргументом в пользу подлинности рисунка стало исследование канадского эксперта Питера Пауля Биро. Специалист сопоставил отпечатки пальцев, обнаруженные на предполагаемом портрете Бьянки Сфорца с отпечатками, найденными на другой работе Леонардо: они оказались одинаковыми. Однако после того, как произведение Джексона Поллока, подлинность которого подтвердил Биро, оказалось поддельным, его мнение перестало считаться авторитетным в арт-сообществе.

Эксперты Christie's не захотели признавать версию Кемпа: возможно, в связи с требованиями финансовой компенсации от Жанны Маршиг (Jeanne Marchig), которая в 1998 году выставляла работу на торги. Среди сомневающихся в подлинности произведения — Жак Франк (Jacques Franck), научный консультант Лувра по творчеству Леонардо. Он полагает, что в анатомии девушки (в изображении ее груди и шеи) допущены ошибки, которые не мог допустить великий Леонардо. Впрочем, недочеты можно приписать реставраторам: известно, что спорная работа подновлялась. Скептикам также кажется убедительным аргумент о том, что других известных работ Леонардо на пергаменте не существует, хотя и известно, что художник интересовался возможностями этого материала.

Однако главные возражения исходят все-таки от нью-йоркских специалистов, которые не посчитали рисунок работой Леонардо, когда тот проходил экспертизу перед торгами Christie's, а также от дилера Кейт Ганц (Kate Ganz), которая приобрела работу на аукционе и позже (в 2007 году) продала ее покупателю из Канады — также за пятизначную сумму.

Бывшая владелица работы Жанна Маршиг проиграла дело против Christie's о компенсациях за истечением его срока давности, однако, по словам Мартина Кемпа, у нее есть другой повод, чтобы подать в суд на аукционный дом: дело в том, что итальянская рама, в которой портрет был доставлен Christie's, загадочным образом исчезла и была заменена на другую — немецкую.

Представители Christie's отказались прокомментировать ситуацию с рамой, а пресс-секретарь компании ограничился следующим заявлением: «Авторство большинства рисунков и полотен Старых мастеров определяется в результате скрупулезных научных исследований. Названная же работа пока остается предметом здоровой дискуссии среди ведущих мировых искусствоведов».

Guardian сообщает, что в следующем году National Geographic снимет специальный фильм, посвященный исследованию рисунка. Профессор Кемп, в свою очередь, в грядущем году обещает издать о работе монографию под названием «La Principessa». В целом, в этом деле еще рано ставить точку: спор о произведении обещает продолжиться, заключает Guardian.

Материал подготовила Мария Эстрова, AI

Источник: guardian.co.uk, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110929_bianca_sforza.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110929_bianca_sforza.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8856

Зарегистрированных пользователей на аукционе

Записей в базе

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».