Рынок керамики Пикассо показывает стремительный рост
Интересная ниша для коллекционеров, в которой, с одной стороны, все еще много доступных, в пределах до $ 3000, позиций а с другой — устанавливаются рекорды до $1 500 000
Рынок керамики Пабло Пикассо долгое время оставался довольно компактным: эти работы мастера терялись на фоне громких продаж его картин, рисунков и даже эстампов. Однако сегодня интерес коллекционеров всего мира к этому направлению творчества Пикассо быстро растет. Особенно привлекательным выглядит этот сегмент рынка, если учитывать, что большое число керамических изделий Пикассо до сих пор можно купить в пределах $3000 — примерно как его литографии.
Впервые Пабло Пикассо попробовал себя в керамике в июле 1946 года в мастерской «Мадура» в Валлорисе, принадлежавшей Жоржу и Сюзанне Рамье (Georges and Suzanne Ramie). Художник был восхищен пластическими возможностями глины и начал активно осваивать эту новую для себя технику. За период с середины 1947-го до осени 1948-го он создал около 2 000 произведений. Но и в последующие десятилетия (до 1971) он не раз возвращался к керамике, хоть и не в таких масштабах (примерно 4 000 оригинальных керамических изделий Пикассо сохранилось от этого периода). Керамические работы Пикассо предлагались, естественно, по куда более скромным ценам, чем его картины: Пикассо изначально хотел создавать из глины нечто утилитарное, то, чем можно пользоваться каждый день — тарелки, кувшины для вина, вазы. Согласно контракту с мастерской «Мадура», примерно 633 изделия Пикассо были выпущены ограниченными тиражами от 25 до 500 копий. Пикассо играл со всеми формами и стилями, пользовался разнообразными техниками и инструментами — в общем, творил «без ограничений». Он проводил много времени, разукрашивая свои тарелки излюбленными сюжетами с корридой, женщинами и птицами. Но не только посуда выходила из рук мастера — Пикассо дал новое дыхание керамике как искусству, создавая совершенно уникальные формы, по сути скульптуры, не наделенные никакой практической функцией.
Некоторые керамические скульптуры Пикассо достигли высоких цен уже к концу 1990-х годов. В 1989 году работа «Сердитая сова» (1953, терракота, высота 30 см) неожиданно ушла за $239 000 на Sotheby’s в Нью-Йорке. Несколько результатов свыше 100 тысяч долларов были показаны еще в 1990-х, однако это не идет ни в какое сравнение с тем ростом цен, который наблюдается в последнее десятилетие. Керамика Пикассо, по сути, стала отдельным сегментом рынка его работ, которому Christie’s, к примеру, посвящает ежегодный специализированный аукцион, неизменно пользующийся большим успехом. Выручка одного из таких аукционов — «Керамика Пикассо: коллекция Мадура» в июне 2012 года — превысила суммарный эстимейт в четыре раза, результат составил 12,58 миллионов долларов, и все 543 предлагавшихся лота были проданы. Знаменитая глазированная «Большая ваза с женщинами в покрывалах» была продана за 1,1 миллиона долларов. А год спустя, в июне 2013-го, другая копия этой же вазы ушла с молотка уже за 1,5 миллиона долларов, т.е. работа подорожала на 400 тысяч всего за год. Созданная в 1950 году в Волларисе «Большая ваза с женщинами в покрывалах» была выпущена тиражом в 25 копий и считается одной из вершин в творчестве Пикассо-керамиста. Именно эта ваза пока что удерживает рекордную планку для керамики Пикассо, но цены растут с огромной скоростью: больше половины (5 из 9) от всех аукционных сделок с керамикой Пикассо выше 500 тысяч долларов состоялись в период 2014–2015 годов.
Однако огромное количество керамических изделий Пикассо по-прежнему проходят через арт-рынок в диапазоне до $3000. И эти небольшие тарелочки, часто называемые пепельницами, украшенные сценами корриды, совами или птицами, стремительно растут в цене. Так, несколько лет назад их можно было купить до $1000. Около 2003 года эстимейты на эти небольшие произведения, выпущенные тиражами по 500 копий каждое, пришлось пересматривать, т. к. каждый раз они уходили с молотка вдвое-втрое дороже предварительных оценок. Сегодня некоторые «пепельницы» уходят дороже $3000. В основном эти продажи зафиксированы в Гонконге, что не удивительно, учитывая давнюю любовь азиатов к керамике. Они ценят ее так же, как графику и живопись. Более того, Пикассо мог в своих рисунках передавать образ птицы или зверя всего несколькими верными, лаконичными штрихами, что также согласуется с традициями китайского рисунка. В 2013 году в Гонконге, аукционный дом Est-Ouest Auctions Co. продал одну такую «пепельницу», с птицей на ветке, за $16 000 — более чем в десять раз дороже эстимейта (торги 26 мая 2013). Этот ажиотаж можно связать, конечно же, с местом, где проходили торги, а также же с редкостью таких работ Пикассо в Азии. В Европе же «пепельницы» с птицей на ветке по-прежнему можно купить в среднем за $1500–3000.
Источники: artprice.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20150807_picasso.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20150807_picasso.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.