Директор музея Альбертина предложил ограничить срок подачи реституционных исков 20–30 годами
Нужно ограничить срок подачи заявлений примерно серединой XXI века, — считает Клаус Альбрехт Шредер. С ним готов спорить глава Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер, считающий, что у преступлений Холокоста нет срока давности
Директор венского Музея Альбертина Клаус Альбрехт Шредер (Klaus Albrecht Schroeder) предложил ограничить срок подачи реституционных исков от наследников жертв Холокоста в отношении произведений искусства в публичных коллекциях.
По мнению директора, разумным временным порогом будет период от 20 до 30 лет, т. е. примерно столетие со дня окончания Второй мировой войны. Если не сделать этого, полагает Шредер, то впору будет задаться совершенно логичным вопросом о том, почему мы не расследуем подобные преступления времен Первой мировой войны, почему не рассматриваем обстоятельства франко-прусской войны 1870–1871 годов и почему не требуем реституции работ, украденных в предыдущих войнах.
Шредер считает, что расследование провенанса спорных работ в музейных коллекциях до настоящего времени шло должным образом в таких странах, как Австрия. Эта страна в 1998 году наряду с другими подписала Вашингтонские соглашения о содействии реституции произведений искусства жертвам Холокоста и их наследникам. Если верить Клаусу Альбрехту Шредеру, Австрия уже вернула по реституции около 50 тысяч предметов, некогда украденных нацистами, а после оказавшихся в музейных коллекциях. Все возвраты производились, невзирая на сроки давности поданных заявлений. «Однако теперь, не забывая об ужасных военных преступлениях, мы должны прийти к той точке, в которой история будет принята как история, и можно будет оставить это дело в покое», — говорит Шредер.
Диаметрально противоположной точки зрения придерживается Глава еврейского конгресса и коллекционер Рональд Лаудер. В интервью изданию Observer он заявил, что реституционный процесс уже много лет идет в США и Австрии, однако гораздо больше предстоит сделать в самой Германии, а затем и в Швейцарии. «Я провел последние 15 лет в реституционных баталиях, — продолжил Лаудер. — Теперь главный вопрос — это Германия, а потом Швейцария… Что должно произойти далее, так это то, что немецкое правительство созовет специальную комиссию, которая изучит провенансы всех без исключения работ в собраниях немецких музеев», — сказал Лаудер.
По мнению главы Еврейского конгресса, в немецких музеях по-прежнему очень много работ, украденных из немецких домов. «Другая проблема — это ограничение срока давности, однако эти произведения — узники войны», — добавил Лаудер.
Среди тех произведений, которые Рональд Лаудер предлагает вернуть в первую очередь, — диптих Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева», находящийся в собрании Музея Нортона Саймона в Пасадене (см. на AI: Калифорнийскому музею не уйти от реституционного иска по поводу диптиха Кранаха).
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Источники: museum-security.org, observer.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20150409_albertina.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20150409_albertina.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.