Новые книги об искусстве шестидесятников и современных авторов. Итоги 2014 года
Обзор изданий 2014–2015 о Рабине, Монастырском, Пригове, «Бульдозерной выставке» и др.
Предлагаем Вашему вниманию обзор книг об искусстве шестидесятников и современных отечественных авторов.
Алек Д. Эпштейн. Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба
Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 192 с.: ил. (Очерки визуальности). ISBN 978-5-4448-0242-7
Это первая книга, написанная в диалоге с замечательным художником Оскаром Рабиным и на основе бесед с ним. Его многочисленные замечания и пометки были с благодарностью учтены автором. Вместе с тем скрупулезность и въедливость автора, профессионального социолога, позволили ему проверить и уточнить многие факты, прежде повторявшиеся едва ли не всеми, кто писал о Рабине, а также предложить новый анализ ряда сюжетных линий, определявших генезис второй волны русского нонконформистского искусства, многие представители которого оказались в 1970–80-е годы в эмиграции. В книгу включены многочисленные архивные фотографии, а также репродукции работ художника.
Екатерина Деготь. Андрей Монастырский / Andrei Monastyrsky
Андрей Монастырский / Andrei Monastyrsky, — М.: Ad Marginem Press, 2014. — Обл., 68 с.: ил., текст парал. рус., англ.; пер. на англ. — Давид Рифф. Дизайнер: ABCdesign. Редактор: английской версии — А. Асланян. (Имена). ISBN 978-5-91103-217-3
Очерк Екатерины Дёготь, искусствоведа и арт-критика, посвящен выставке Андрея Монастырского (род. 1949) «Земляные работы» в галерее Stella Art в 2005 году и его творчеству в общем. С тех пор выставки художника, поэта и родоначальника московского концептуализма проходили в Московском музее современного искусства, а также в Нью-Йорке, Лондоне, Вене и на Венецианской Биеннале современного искусства. Дёготь сравнивает его работы с творчеством его соратника Ильи Кабакова, отмечает связь Монастырского с архитекторами 1930-х, 1960-х и 1970-х, а также рассматривает его инсталляции как процесс придания форм ментальным конструкциям.
Иосиф Бакштейн. Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве
Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве / Иосиф Бакштейн. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 464 с.: ил. (Очерки визуальности). ISBN 978-5-4448-0241-0
Иосиф Бакштейн — один из самых известных участников современного художественного процесса, не только отечественного, но международного: организатор нескольких московских Биеннале, директор Института проблем современного искусства, куратор и художественный критик, один из тех, кто стоял у истоков концептуалистского движения. Книга, составленная из его текстов разных лет, написанных по разным поводам, а также фрагментов интервью, образует своего рода портрет-коллаж, где облик героя вырисовывается не просто на фоне той истории, которой он в высшей степени причастен, но и в известном смысле и средствами пропагандируемых им художественных практик.
Виктор Тупицын. Бульдозерная выставка / The Bulldozer Exhibition
Тупицын, В. Бульдозерная выставка / The Bulldozer Exhibition, — М.: Ad Marginem Press, 2014. — Обл., 76 с., ил., текст парал. рус., англ.; пер. на англ. — Кэти Янг. (Имена). Дизайнер: ABCdesign. Редактор: английской версии — А. Асланян. ISBN 978-5-91103-214-2
Исследование искусствоведа, философа, теоретика культуры Виктора Агамова-Тупицына посвящено одному из важнейших событий в неофициальной культурной жизни СССР 1970-х годов, непосредственным участником которого он был сам. Речь идет о «Бульдозерной выставке» — выставке картин на открытом воздухе, организованной московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года в Беляево, которая была жестоко подавлена властями с привлечением поливочных машин и бульдозеров. Автор подробно рассказывает о днях, предшествовавших выставке, а также о ее последствиях и о том, какой культурный сдвиг она спровоцировала.
Ирина Врубель-Голубкина. Разговоры в зеркале
Врубель-Голубкина, И. Разговоры в зеркале; предисл. Л. Кантор-Казовской. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 576 с.: ил. (Критика и эссеистика). ISBN 978-5-4448-0212-0
«Разговоры в зеркале» — это беседы, проведенные в течение почти двадцати лет главным редактором русскоязычного израильского журнала «Зеркало» Ириной Врубель-Голубкиной, а также записи дискуссий, проходивших во время редакционных круглых столов. В итоге получилась книга о русском авангарде. Собеседники рассказывают о своем видении искусства, делятся мыслями о прошлом и настоящем культуры, о проблемах современности. Среди них знаменитый коллекционер, текстолог и знаток отечественной поэзии Н. Харджиев, литературовед Э. Герштейн, действующие лица авангардного проекта следующих поколений — от Ст. Красовицкого, Вс. Некрасова, М. Гробмана, И. Кабакова до Саши Соколова и П. Пепперштейна.
Владимир Левашов. Виктор Попков / Viktor Popkov
Левашов, В. Виктор Попков / Viktor Popkov, — М.: Ad Marginem Press, 2014. — Обл., 68, ил., текст парал. рус., англ.; пер. на англ. — Анна Асланян. Дизайнер: ABCdesign. (Имена). ISBN 978-5-91103-216-6
Виктор Попков (1932–1974) — советский художник, живописец и график, один из создателей «сурового стиля» в живописи. Книга представляет собой очень личный анализ творческого пути несколько позабытого в России художника (единственная в России персональная выставка Попкова прошла в Российской академии художеств в 2013 году). Автор — художественный и фотографический критик, куратор современного искусства Владимир Левашов — прослеживает эволюцию творчества Попкова и его восприятия действительности, начиная от картин, написанных под впечатлением поездок по России в 1960-е годы и заканчивая символикой и предчувствием конца недолгой жизни.
Пригов и концептуализм
Пригов и концептуализм: Сборник статей и материалов. Составитель: Ж. Галиев — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 336 с.: ил. (Научная библиотека). ISBN 978-5-4448-0217-5
Сборник включает в себя материалы III Приговских чтений, состоявшихся в 2012 году в Венеции и Москве по инициативе Фонда Д. А. Пригова и Лаборатории Д. А. Пригова в РГГУ. В этом смысле сборник логически продолжает издание «Неканонический классик», вышедшее в «Новом литературном обозрении» в 2010 году. В центре внимания авторов находится творчество Дмитрия Александровича Пригова как масштабный антропологический проект, рассматриваемый на пересечении разных культурных контекстов — философских исканий XX века, мирового концептуализма, феноменологии визуальности и телесности.
Борис Гройс. Борис Михайлов / Boris Mikhailov
Гройс, Б. Борис Михайлов / Boris Mikhailov, — М.: Ad Marginem Press, 2014. — Обл., 52, ил., текст парал. рус., англ.; пер. на англ. — Анна Асланян. Дизайнер: ABCdesign. (Имена). ISBN 978-5-91103-225-8
Д. А. Пригов. Двадцать один разговор и одно дружеское послание
Д. А. Пригов. Двадцать один разговор и одно дружеское послание / Сергей Шаповал, сост., вступление, интервью. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 264 с.: ил. (Критика и эссеистика). ISBN 978-5-4448-0169-7
Пригов был грандиозным собеседником. Поражала не просто его незаурядная эрудиция (которая, кстати, никогда явно не демонстрировалась, она как бы проступала сквозь ткань разговора), Дмитрий Александрович покорял изощренностью ума, способностью включиться в только что возникшую тему и не произносить при этом банальностей. Беседа с Приговым тонизировала, поскольку это была не досужая болтовня и не плоские прагматические выкладки, — в ней царил разум. Фрагменты подобных бесед станут подспорьем в попытке представить феномен «Дмитрий Александрович Пригов» в его культурном и человеческом измерении. В книгу вошли также интервью с известными деятелями культуры, знавшими Пригова и ценившими его творчество, — А. Зориным, Т. Кибировым, В. Мартыновым, Е. Поповым, Л. Рубинштейном, М. Ямпольским и другими, а также эссе-воспоминание Г. Брускина.
Олеся Туркина, Виктор Мазин. Жизнь замечательного Монро
Туркина О. В., Мазин В. А. Жизнь замечательного Монро, — СПб.: Новый музей, 2014. 192 с. ISBN 978-5-9902406-7-4
Книга рассказывает о хитросплетениях жизни и творчества одного из самых ярких художников последних десятилетий, Владислава Мамышева-Монро. На страницах книги Монро выступает и как критик индустрии масс-медиа с ее гламурно-нарциссическим культом звезд, и как концептуальный художник, вскрывающий условия формирования человеческого субъекта на рубеже XX–XXI веков. При этом его искусство не ограничено артистизмом перевоплощения и перформансами; авторы анализируют коллажи, «процарапки», живопись и создают образ Человека-Коллажа во всей его множественности.
Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР
Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР / Сборник материалов; редактор-составитель Георгий Кизевальтер. — М: Новое литературное обозрение, 2014. — 688 с.: ил. (Художественная серия). ISBN 978-5-4448-0142-0
Авторы этого сборника, люди разных убеждений, обсуждают здесь неофициальную культуру СССР 1980-х годов, когда визуальное искусство еще было тесно связано с литературой и музыкой. Противоречивое и переломное десятилетие принесло творческой «прослойке» новые возможности и радости, а с ними и новые проблемы. В разнообразии неоднозначных наблюдений очевидцев и участников событий тех лет читатель найдет неожиданные картины ушедшей эпохи.
Маргарита Тупицына. Эрик Булатов / Erik Bulatov
Тупицына, М. Эрик Булатов / Erik Bulatov, — М.: Ad Marginem Press, 2014. — Обл., 64, ил., текст парал. рус., англ.; пер. на англ. — Виктор Агамов-Тупицын. Дизайнер: ABCdesign. Редактор английской версии — А. Асланян. (Имена). ISBN 978–5–91103–199–2
Книга посвящена творчеству русского художника, одного из основоположников соц-арта, Эрика Булатова (р. 1933). Маргарита Тупицына, доктор искусствоведения, куратор и критик, на примере конкретных работ Булатова прослеживает эволюцию его творческой мысли, отмечая важнейшие вехи, преломления его художественного взгляда. Издание приурочено к выставке «Эрик Булатов. ЖИВУ — ВИЖУ» в ЦВЗ «Манеж» (9 сентября – 8 октября 2014).
О. Серебряная, В. Пивоваров. Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии
Серебряная, О., Пивоваров, В. Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии / Ольга Серебряная, Виктор Пивоваров. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 320 с.: ил. (Художественная серия).
Эта в своем роде уникальная книга — результат переписки между философом Ольгой Серебряной и художником Виктором Пивоваровым. Вот что пишет о ней известный литературный критик Самуил Лурье: «…Всегда были и до сих пор встречаются такие люди, для которых мысли… реальней всего другого и дороже всего. И прекрасней. И процесс их создания и обмена ими — наивысшее из наслаждений. Главное, эта книжка создает волшебную иллюзию: будто все можно высказать. Будто реальность поддается пониманию (даже если не вся, то недоступные зоны можно хотя бы обозначить и недоступность их осознать…)».
Лёля Кантор-Казовская. Гробман Grobman
Кантор-Казовская, Л. Гробман Grobman / Лёля Кантор-Казовская. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 264 с.: ил. ISBN 978-5-4448-0138-3
Один из важнейших представителей московского художественного и литературного авангарда 1960-х годов Михаил Гробман в 1971 году эмигрировал в Израиль, где прославился как автор перформансов в Иудейской пустыне, осуществленных основанной им группой «Левиафан». Искусство Михаила Гробмана занимает особое положение между западным и русским концептуализмом. Книга включает публикацию теоретических текстов и статей художника, а также каталог произведений, включенных в проект «Гробман. 4 выставки».
Источники: nlobooks.ru, admarginem.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20150128_new_art_books_60_s.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20150128_new_art_books_60_s.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.