Эрмитаж открыл восточное крыло Главного штаба после реставрации
Пятилетняя реставрация окончена; за счет восточного крыла здания Главного штаба экспозиционные площади Эрмитажа увеличатся более чем на 60 тысяч кв. м. Эрмитаж становится одним из самых крупных музеев в мире
В минувшую пятницу состоялось официальное открытие комплекса в восточном крыле здания Главного штаба, принадлежащего Эрмитажу с 1988 года. Работы по реставрации и реконструкции здания 1820–30-х годов архитектора Карло Росси шли пять лет (полностью они будут завершены в IV квартале этого года). Постоянная экспозиция развернется в восточном крыле Главного штаба в следующем году, когда Эрмитаж будет праздновать 250-летие.
С появлением новых залов в Главном штабе площадь Эрмитажа увеличится более чем на 60 тыс. кв. м. Специалисты говорят, что работы по восстановлению восточного крыла Главного штаба — самая обширная по замыслу и объему выполненных работ музейная стройка за 20 лет. Фактически Эрмитаж станет одним из крупнейших музейных комплексов в мире. В новых залах разместятся музеи искусства XIX—XX веков, российской императорской гвардии, экспозиция прикладного искусства, нумизматики, коллекция произведений мастерской Фаберже. Кроме того, посетители смогут увидеть исторические комнаты Министерства финансов и Министерства иностранных дел Российской империи. В залах восточного крыла будут представлены коллекции Щукина и Морозова. Появятся залы современного искусства, в том числе залы Дмитрия Пригова и Ильи Кабакова. Одну из его работ и, кстати, один из первых экспонатов восточного крыла — инсталляцию «Красный вагон» — уже можно видеть в атриуме. Деревянная лестница, возносящаяся вверх над вагоном, живопись, строительный мусор — именно так художник увидел три периода советской истории.
В основу проекта превращения исторического министерского здания в музейный комплекс XXI века, получившего условное название «Новая большая анфилада», были положены архетипы исторического Эрмитажа: его анфиладные построения, прямые перспективы и большие выставочные пространства, освещенные верхним светом. Чтобы создать дополнительное пространство, пять дворов накрыли легкой крышей — так появилась анфилада залов, соединенных между собой стеклянными мостиками. Для масштабных временных выставок устроены три зала высотой 12 метров с фонарями верхнего света. Уникальная конструкция световых фонарей позволит значительно обеспечить естественное освещение для живописных полотен. Это современное и одновременно выдержанное в петербургских традициях пространство создано по проекту архитектурной мастерской «Студия 44». Примечательно, что существует оно, словно «вкладыш»: никаких современных вкраплений с улицы не видно, внешний облик восточного крыла остался неизменным.
Реставрационные работы Восточного крыла здания Главного штаба осложнялись тем, что в XX веке слишком часто менялось его предназначение, перестраивались и перепланировались отдельные части. Здание неоднократно восстанавливалось после пожаров. В Великую отечественную войну Главный штаб неоднократно подвергался обстрелам, получил множественные повреждения. На момент начала работ, в 2008 году, здание было сильно захламлено, кровля протекала, стены намокали.
Был проведен уникальный комплекс инженерных работ — в тело старого здания «вписали» современные коммуникации, восстановили фасад, укрепили фундамент. Внутренним дворам возвращен исторический цвет — светло-серый, как было в 1837 году (в советское время цвет фасадов был желтым). А главное, восстановили декор помещений и даже открыли первоначальные росписи, выполненные первоклассными мастерами — Скотти, Виги, Торичелли, братьями Дадоновыми — на потолках, стенах, печах. Росписи были не видны за более поздними «улучшениями» советского периода.
Для 26 залов с исторической декоративной живописью специалисты разработали индивидуальную методику реставрационных работ. Так, например, один из залов, где ранее располагалось Министерство иностранных дел, несмотря на свое историческое название «Голубой зал», имел желто-коричневую гамму. После удаления поздних наслоений художники-реставраторы вернули плафону яркие голубые тона. При расчистке в одном из залов Министерства финансов были обнаружены следы живописного фриза. После дополнительных архивных изысканий фриз был полностью воссоздан.
При проведении расчисток в двух помещениях 4-го этажа на потолке была обнаружена ранее неизвестная живопись первой трети XIX века, сохранившаяся всего на 20 % от первоначального объема, что было недостаточно для воссоздания художественного декора помещений. Для сохранения уникальных находок изображения зеленых грифонов из одного зала и фрагментов орнамента другого зала были сняты с потолка и реставрированы для дальнейшей музеефикации.
В тщательной реставрации нуждались подлинные двери, дверные коробки и детали металлического декора. Они были сняты и вывезены в мастерские, где специалисты сделали все возможное для возвращения им первоначального облика. На дверях воссоздана отделка «под французский лак» по старинным технологиям, которые создают эффект слоновой кости.
Сотрудники Эрмитажа называют реставрацию изысканной. В огромном пространстве сохранился старый дух — перед посетителями предстают залы и комнаты такими, какими они были в 30-е годы XIX столетия. Аскетичные комнаты, в которых располагался Минфин, сменяют пышные залы Министерства иностранных дел. В скором будущем здесь появится мебель, и посетители музея смогут увидеть интерьеры того времени. А пока установлены стенды, рассказывающие о реставрации помещений. На четвертом этаже — залы, в которых расположится коллекция импрессионистов и постимпрессионистов.
Пока в залах восточного крыла Главного штаба работают временные выставки. Но совсем скоро они будут принимать крупный европейский художественный форум — биеннале современного искусства «Манифеста».
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Источники: rbcdaily.ru, hermitagemuseum.org, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20130909_Hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20130909_Hermitage.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.