Художники-коллекционеры
Что собирают Дэмиен Херст, Джордж Кондо и Джефф Кунс? О самых известных частных коллекциях художников
Художнику стать коллекционером довольно просто, и вот почему. Во-первых, его, как правило, окружают другие художники, а что может быть естественнее, чем начать меняться работами? Такие «дружеские» коллекции могут впоследствии превратиться в серьезные собрания, если художник увлечется. У него всегда будет преимущество перед многими коллекционерами: с галеристами он на короткой ноге, а значит, может получить доступ к отдельным работам раньше всех; к тому же художник часто лучше понимает, что стоит брать, а что нет, — глаз насмотренный.
Одним из самых увлеченных коллекционированием художников был Энди Уорхол, собиравший не только современное искусство, но и кучу всего другого — от меморабилии Всемирных выставок и искусства индейцев до коробок из-под печенья с блошиных рынков. Сегодня ему на смену пришли Джефф Кунс, Дэмиен Херст, Джордж Кондо и другие. О самых интересных частных коллекциях художников — в рассказе Sotheby's.
В собрании Дэмиена Херста уже около 2000 работ; художник называет свою коллекцию Murderme (букв. «убей меня»). Как можно догадаться, Херст-коллекционер страстно увлечен темами жизни и смерти в искусстве (впрочем, как и Херст-художник). Например, собирает изображения и скульптуры черепов в исполнении разных авторов — от Пикассо до Фейрхерста. Его собрание — это «карта жизни» или «коллаж сознания». В нем всего понемногу; по словам художника, на его собственное творчество оказывают влияние все и сразу. В этом замесе он может, правда, выделить несколько особых для него имен — Френсис Бэкон, Курт Швиттерс, Хаим Сутин, а также его друзья Сара Лукас и Ангус Фейрхерст. Кстати, о друзьях. Начиналась коллекция Херста с работ его коллег — Молодых британских художников. Херст покупал работы у тех, кто нуждался в деньгах, рассудив, что это лучше, чем просто одалживать им деньги. Так коллекционирование стало его главным увлечением, которое художник приравнивает к довольно опасной зависимости. Тяжело осознавать, что есть вещи, которые ты не можешь себе позволить. Но со временем один из самых коммерчески успешных ныне живущих художников смог себе позволить работы Уорхола, Бэкона и Пикассо. Для его коллекции в лондонском округе Vauxhall уже строится музей: Херст не хотел бы, чтоб его собрание пылилось в коробках.
А художник Джордж Кондо (George Condo), известный своими яркими и странными изображениями вымышленных персонажей, коллекционирует портреты — от Старых Мастеров и английских портретистов вроде Джорджа Ромни и Томаса Лоуренса до современных авторов вроде Уорхола и Маккарти. Кондо начал собирать искусство с начала 1980-х; в ту пору он обменивался работами со своими коллегами — Китом Харингом и Жаном-Мишелем Баскией. Его первым настоящим приобретением стал рисунок Пикассо. Он и теперь собирает графику Пикассо, но качественные рисунки попадаются все реже. При выборе работ у Кондо следующая стратегия: он ищет недооцененных художников или недооцененные работы признанных мастеров. Не будучи миллиардером, шедевры любимых авторов себе не позволишь, но хотя бы что-то в их исполнении всегда можно купить. Найти что-то по своему кошельку можно в наследии любого художника — от Де Кирико до Гарри Виногранда, уверен Кондо. «В коллекционировании хорошо то, что вам не приходится вешать дома на стены свои собственные картины», — шутит художник. Ну а если серьезно, то обладание настоящим произведением искусства, а не его книжной репродукцией, помогает лучше понять его.
Джефф Кунс уже давно собирает работы Старых Мастеров и живопись XIX века. В его коллекции религиозная живопись XVI века Квентина Массейса соседствует с работами Эдуара Мане, Гюстава Курбе, Николя Пуссена и Жана Оноре Фрагонара. И хотя работы самого Кунса очень далеки от того, чем он украшает свои стены, в них есть нечто общее — увлеченность телом и сексуальностью. В работах из своей коллекции Кунс в том числе ищет источники вдохновения.
А для американского художника ливанского происхождения Набила Нахаса (Nabil Nahas) его собрание не более чем отрада для глаз. «Вряд ли на меня оказывают влияние работы других художников», — говорит Нахас, пишущий в основном абстракции с природными мотивами. В 1980-х он взялся собирать работы Лучио Фонтаны. Тогда они никому не были нужны и стоили дешево. Когда рынок работ итальянского спациалиста пошел в гору, Нахас начал их продавать. Сейчас в его собрании есть и мебель, и керамика (например, работы современного керамиста Люси Ри). При этом Нахас отслеживает цены на работы из своего собрания и в случае чего продает их.
Абстракционист Джеймс Сиена (James Siena) с 1990-х годов собирает старинные печатные машинки; сейчас у него уже около сотни моделей таких марок, как Underwood, Remington, IBM и др. И что интересно, поначалу он практически не использовал их по прямому назначению. И только в этом году его вдруг осенило, что с помощью печатных машинок можно создавать оригинальные графические произведения. Сейчас он печатает на листах композиции из скобок, кавычек и прочих символов.
И это далеко не единственный случай, когда художник использует свою коллекцию в работе. Ричард Принс, например, использует фотографии знаменитостей — и не только опубликованные, но и забракованные кадры. Филип Пёрлстайн на основе своей огромной коллекции, в которой уживаются старинные игрушки, одеяла индейцев навахо и скульптура этрусков, писал картины в жанре ню. Эллен Галахер брала страницы из своей коллекции винтажных журналов Ebony и Sepia и вставляла их в свои картины и рисунки.
Источники: sothebys.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20130802_artist_as_collector.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20130802_artist_as_collector.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.