Появились новые доводы в пользу подлинности «айлвортской» Джоконды
Портрет юной Лизы Джокондо, который ряд экспертов считает ранней версией Моны Лизы, подвергся новым исследованиям. Результаты воодушевили сторонников версии об авторстве Леонардо, но не убедили скептиков
Ученые провели новые исследования, пытаясь доказать подлинность так называемой «айлвортской» Джоконды. Речь идет о портрете Лизы Джокондо, который ряд экспертов считает ранней версией Моны Лизы. Портрет, на котором модель выглядит гораздо моложе, чем на шедевре из Лувра, хорошо известен узкому кругу специалистов по творчеству Леонардо. Сто лет назад, в 1913 году, его обнаружил в неком английском особняке коллекционер Хью Блейкер. Он перевез картину в свой дом в лондонском пригороде Айлворте (отсюда и название версии) и владел ею до 1936 года. Потом полотно купил американец Генри Пулицер и поместил его в швейцарский банк. Пулицер первым взялся доказывать всему миру, что это подлинник Леонардо. Его дело продолжили последующие владельцы (сейчас картина принадлежит международному консорциуму и находится в Швейцарии).
В прошлом году в Женеве картину представили публике после долгих сорока лет затворничества в банковской ячейке. Тогда же была представлена новая 300-страничная публикация, в которой «айлвортскую» Мону Лизу вновь попытались назвать подлинной. На специалистов цюрихского Фонда Моны Лизы, работавших над этой книгой в течение 35 лет, вновь обрушились критики. Но появились у них и сторонники. Например, итальянский математик Альфонсо Рубино. Он углубленно изучал геометрию работ Леонардо, в частности, знаменитого рисунка «Витрувианский человек» (фигура обнаженного мужчины с двойными руками и ногами, вписанными в круг). Падуйский математик сопоставил этот рисунок с «айлвортской» Джокондой и пришел к выводу, что все геометрические пропорции портрета соответствуют тем, что есть в «Витрувианском человеке» Леонардо.
А специалисты из Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе провели датирование холста «айлвортской» Джоконды радиоуглеродным методом и пришли к выводу, что он, скорее всего, был соткан между 1410 и 1455 годами. Скептики ранее утверждали, что полотно является копией конца XVI века.
Сторонники версии существования двух Джоконд полагают, что «айлвортская» Мона Лиза почти наверняка была передана неоконченной заказчику до отъезда Леонардо из Италии в 1506 году. Из дома флорентийца Франческо дель Джокондо ее мог увезти в Британию какой-нибудь английский аристократ, ну а дальше ее история уже известна. Что же до Моны Лизы из Лувра, ее Леонардо мог написать уже будучи во Франции около 1516 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20130214_Isleworth_mona_lisa.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20130214_Isleworth_mona_lisa.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.