Ученые пытаются доказать, что Леонардо писал Мону Лизу дважды
Так называемая «Мона Лиза из Айлворта» — это та же Лиза дель Джокондо, но выглядит она лет на десять моложе по сравнению с луврским портретом. Ученые пытаются доказать, что это более ранняя версия картины, написанная Леонардо
Сегодня в Женеве публике представят одну из версий знаменитой Джоконды — так называемую «Мону Лизу из Айлворта». Портрет, на котором Лиза дель Джокондо выглядит значительно моложе, чем на луврском оригинале, провел последние сорок лет в банковской ячейке в Швейцарии. Сегодня же будет представлена новая 300-страничная книга, в которой ряд ученых пытаются доказать, что Леонардо писал Мону Лизу дважды и что «айлвортская» Джоконда более ранняя.
Эта версия знаменитого портрета, пусть и подзабытая широкой публикой, хорошо известна узкому кругу специалистов. В 1913 году коллекционер Хью Блейкер (Hugh Blaker) отыскал эту картину в неком имении на западе Англии, где она без особого внимания провисела последние лет сто. Каким образом портрет попал в английский особняк неизвестно. Блейкер перевез работу в свой дом в Айлворте (Isleworth), пригороде Лондона, — отсюда и общепринятое название этой версии. После смерти Блейкера в 1936 году портрет купил американский коллекционер Генри Пулицер (Henry Pulitzer); он поместил его в швейцарский банк, а сам в это время писал книгу об этой картине, изданную в 1972 году. По смерти Пулицера в 1979-м, портрет перешел к его бизнес-партнеру, а когда и того не стало в 2010-м, картину выкупил международный консорциум.
В новом исследовании, похоже, безапелляционных доказательств подлинности нет. Но ни одна из экспертиз в то же время не сумела опровергнуть то, что это не рука Леонардо. Швейцарский Фонд Моны Лизы проводит анализы последние 35 лет, картину изучили всеми возможными способами. Члены фонда осторожно высказываются в пользу того, что «Мона Лиза из Айлворта» предшествовала луврской. Итальянский специалист Алессандро Веццоси (Alessandro Vezzosi), руководящий музеем Леонардо в городе Винчи, призывает скептиков держать умы открытыми. Ему вторит американский эксперт Карло Педретти (Carlo Pedretti).
Однако реакция критиков на книгу «Мона Лиза — ранняя версия Леонардо» была незамедлительной. Оксфордский специалист по творчеству Леонардо Мартин Кемп (Martin Kemp) считает, что женевская Джоконда — лишь очередная копия, автор которой сознательно написал модель более молодой. Не в пользу авторства Леонардо, говорит в частности, материал, на котором написан портрет. Это холст, причем большего размера, чем оригинал, в то время как Леонардо предпочитал писать на досках.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120927_mona_lisa.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120927_mona_lisa.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.