Китайская изнанка любви к прекрасному
Нынешний высокий спрос на китайское искусство вызван не только любовью к прекрасному и желанием сделать выгодные инвестиции. Произведение искусства в Китае, пишет сайт Opendemocracy.com, это еще и инструмент коррупционера
Произведения традиционного китайского искусства превратились в выгодный инструмент как для западных, так и для азиатских инвесторов. Каждую весну и осень на китайские торги аукционных домов Sotheby's, Christie’s и China Guardian слетается огромное число покупателей. В аукционном мире Китая у всех на устах три имени: Чжан Дацянь (Zhang Daqian) (1899–1983), Фу Баоши (Fu Baoshi) (1904–1965) и Ци Байши (Qi Baishi) (1864–1957). Они что-то вроде Джексона Поллока (Jackson Pollock), Винсента ван Гога (Vincent van Gogh) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso) китайского искусства, и работы их всегда находят покупателей. В этом году Чжан Дацянь и вовсе стал лидером по доходности среди мировых художников, опередив Энди Уорхола и Пабло Пикассо.
В некоторых случаях произведениям искусства отводится особая роль. В китайском языке есть специальное слово «яхуэй», или «элегантное взяточничество», которое обозначает вид коррупции, когда в роли взятки выступают художественные ценности — предметы старины, картины, произведения традиционной китайской каллиграфии и др.
История вопроса уходит корнями в эпоху Минь (1368–1644). Тогда взяточничеством, а также его «художественной» версией прославились премьер-министр Ян Сун (Yan Song) (1480–1567) и его сын Ян Шифань (Yan Shifan) (1513–1565). Когда император конфисковал принадлежавшее им имущество и земли, было обнаружено более 6 тысяч картин и произведений китайской каллиграфии, большую часть которых составили взятки подчиненных.
Причин популярности подобного вида взяток несколько. Во-первых, владеть произведениями искусства престижно. Во-вторых — выгодно: художественные ценности со временем могут значительно вырасти в цене. Ну и главное: взятки подобного рода гораздо сложней отследить и наказать, а сами подобные «сделки» способствуют отмыванию денег. Часто в таких операциях фигурируют поддельные работы, благо их сейчас в Китае множество. Так, серьезным бизнесом стало подделывание пейзажей Чжан Дацяня: в создании подделки порой участвуют несколько специалистов, действующих по принципу строгого «разделения труда». Разные мастера занимаются последовательно: изображением деревьев; изображением водоемов; раскрашиванием работы; подделкой иероглифов; подделкой подписи; помещением работы в раму; состариванием произведения.
Сама коррупционная модель «элегантной взятки», если верить сайту Opendemocracy.net, осуществляется по одному из следующих сценариев:
1. Чиновник-коррупционер продает фальшивую работу участвующей в мошеннической схеме галерее. Затем взяткодатель выкупает произведение по оговоренной цене, к которой добавляются комиссионные. При этом все стороны знают о том, что работа поддельная.
2. Взяткодатель помещает подлинное дорогостоящее произведение в галерею. Галерея, в свою очередь, сильно занижает цену на работу. Взяточник покупает произведение с большой выгодой, а впоследствии может перепродать его по истинной цене.
3. Взяткодатель приносит чиновнику подлинное либо поддельное произведение искусства в дар. Через некоторое время находится некий якобы посторонний, желающий это произведение у чиновника выкупить. Покупатель, являющийся подставным лицом взяткодателя, приобретает работу за крупную сумму. (Этот вариант позволяет «сэкономить» на «комиссии» галерее-посреднику).
4. Схема с участием аукционного дома: взяткодатель снабжает подделку сертификатом подлинности и дарит ее официальному лицу, которое затем продает ее на аукционе за большие деньги. Назначающий верхнюю цену покупатель — подставное лицо взяткодателя. Аукционный дом в курсе происходящего и получает щедрое вознаграждение.
Источник: opendemocracy.net, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120117_elegant_bribery_china.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120117_elegant_bribery_china.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.