Рисунки и автографы художников русского авангарда вернулись в Россию
В РГАЛИ из Нидерландов передана часть архива крупнейшего исследователя русского художественно-литературного авангарда Николая Харджиева. Это письма, статьи, рисунки, фотографии Малевича, Хлебникова, Бурлюка, Матюшина и др.
В Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) возвращен из Нидерландов архива Николая Ивановича Харджиева — уникальная коллекция русского авангарда.
Малевич, Кручёных, Хлебников, Бурлюк, Гуро, Матюшин, Врубель, Лисицкий… Их письма, статьи, рисунки, фотографии возвращены в Россию по договору между РГАЛИ и Фондом Харджиева-Чага в Амстердаме. Долгое время коллекция Н. И. Харджиева находилась в двух местах — в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва) и в Стеделик музее (Амстердам). «Голландская часть» была незаконно вывезена в Нидерланды в ноябре 1993 года. В этой драматической ситуации главным делом для Н. И. Харджиева было сохранение целостности своей уникальной коллекции. В письме М. Е. Швыдкому, тогда заместителю министра культуры России, он писал: «Я считаю, что все принадлежащие мне материалы и книги должны быть переданы на вечное хранение в лучшее московское хранилище — в государственный архив литературы и искусства». На исполнение воли выдающегося ученого и коллекционера ушло почти 17 лет.
Николай Иванович Харджиев (1903–1996), крупнейший исследователь русского художественно-литературного авангарда, собирал материалы своей коллекции всю жизнь, был лично знаком с Казимиром Малевичем, Михаилом Матюшиным, Даниилом Хармсом, Осипом Мандельштамом, Юрием Тыняновым, Виктором Шкловским, Анной Ахматовой… Именно Харджиев организовал в начале 1960-х годов цикл легендарных выставок в Музее Маяковского, которые впервые познакомили широкую публику с отечественным авангардом, представив картины К. Малевича, В. Татлина и П. Филонова, М. Матюшина и Е. Гуро, В. Чекрыгина и Б. Эндера, М. Ларионова и Н. Гончаровой, Г. Клуциса и В. Хлебникова. Это было началом международной славы русского авангарда, а Харджиев считался лучшим знатоком этого течения во всем мире. Как утверждал Роман Якобсон, «на редкость чуткий к языку пера и кисти, неотступно верный летописец русского культурного авангарда, неутомимый собиратель и бережный хранитель Николай Иванович Харджиев вводит нас в самые тайники развития и взаимодействия живописи и поэзии “в боевом десятилетии 1907–1917”».
Общий объем передаваемой в РГАЛИ голландской части архива — 1427 единиц хранения с материалами А. Кручёных, Эль Лисицкого, К. Малевича, Г. Клуциса, И. Клюна, М. Ларионова, О. Мандельштама, В. Хлебникова; фотографиями Н. И. Харджиева разных лет в группах с А. Кручёных, К. Малевичем, В. Трениным, Т. Грицем. Это примерно половина ранее разобщенной документальной части коллекции, теперь объединенной в личном фонде Н. И. Харджиева в РГАЛИ (Ф. 3145).
В зале РГАЛИ развернута выставка из объединенного фонда Н. И. Харджиева.
Источник: museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111215_rgali_hardjiev.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111215_rgali_hardjiev.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.