Приговор по «делу Егерса»: немецкий Остап Бендер получил шесть лет
Закончился суд над группой мошенников, продавших многомиллионную коллекцию подделок. Поддельщики картин Эрнста, Леже и Кампендонка признали свою вину
Закончился суд над группой мошенников, продавших многомиллионную коллекцию подделок. Главного обвиняемого, Вольфганга Бельтракки, суд приговорил к шести годам тюрьмы, — сообщает русская служба Deutsche Welle.
Спустя два месяца после начала скандального процесса по делу о группе мошенников, подделывавших картины известных художников и продававших эти подделки, кельнские судьи вынесли приговор. Главный обвиняемый, 60-летний Вольфганг Бельтракки (Wolfgang Beltracci), этакий современный немецкий Остап Бендер, получил шесть лет, его сообщник Отто Шульте-Келлингхаус (Otto Schulte-Kellinghaus) — пять, жена Бельтракки Хелена — четыре года тюрьмы. Сестра Хелены, меньше всего замешанная в этом деле, осуждена условно на год и девять месяцев.
Столь относительно мягкие приговоры были вынесены потому, что подсудимые решили сознаться и не затягивать процесс (иначе пришлось бы, например, вызывать двести свидетелей!). Причем признания мошенников были на редкость красочными. Особенно выразительным было выступление на суде главного обвиняемого. «Мое раскаяние не столь уж велико», — констатировал Вольфганг Бельтракки с чувством собственного достоинства. Да, поддельные картины, которые привели всех четверых на скамью подсудимых, написал лично он. Для этого он «глубоко вжился в творческий метод» каждого из художников, которого он «имитировал», будь ли то Макс Эрнст (Max Ernst), Андре Дерен, Кис ван Донген или Генрих Кампендонк (Heinrich Campendonk).
«Я писал те картины, которых недоставало в наследии этих художников, я додумывал до конца их мысли», — горделиво заявил Бельтракки. Не случайно в подлинность картин уверовали ведущие эксперты. Подсудимый пафосно просил суд лишь об одном: не наказывать строго женщин, которые, если бы не он, «никогда бы не вступили в конфликт с законом». Ах, какое благородство! Король сердец — поддельщик Вольфганг Бельтракки.
Адвокаты подсудимых быстро нашли общий язык с судом, «обменяв» чистосердечное признание всех четверых на относительно мягкие приговоры и прекращение дальнейших расследований. В последнем явно были заинтересованы и определенная группа «пострадавших», а именно — некоторые аукционные дома Европы, эксперты и коллекционеры. Ведь все они выставлены на посмешище.
Еще в 80-е годы Вольфганг Бельтракки начал писать картины «в стиле» дорогостоящих мастеров классического модерна. Набив руку, он поставил на поток производство и сбыт шедевров. Работа шла слаженно и профессионально: на рынках закупались старые рамки и холсты, подделывались клейма галерей и договоры о покупке. Талантливый фальсификатор в совершенстве овладел техниками и творческой манерой полутора десятков художников.
Не менее профессионально был организован и сбыт картин. Для того чтобы происхождение такого обилия шедевров не вызвало сомнений, была сфабрикована легенда о «собрании Егерса» — коллекции, которую якобы когда-то собирал дедушка Хелены. Означенный дедушка, кельнский предприниматель Вернер Егерс (Werner Jägers), действительно когда-то существовал, хотя и не собирал картин. Однако художественный рынок, постоянно требующий подпитки, с готовностью проглотил эту «утку», которая, по общему мнению наблюдателей, уже сама по себе заслуживает название «шедевра». «Все было до абсурда просто, — сказала на суде Хелена Бельтракки. — Арт-рынок с готовностью принял нас».
Хелена Бельтракки, по ее признанию, не хотела «отказываться от роскошного образа жизни»: у супружеской пары было два особняка, во Фрайбурге и на юге Франции, и вообще супруги «ни в чем себе не отказывали». Два других участника преступного квартета — сестра Хелены Бельракки Жаннетта Cюзанна (Jeanette Susanne) и Отто Шульте-Келлингхаус, с которым Бельтракки познакомился в пивной, — помогали в транспортировке и сбыте картин и переводе заработанных миллионов на счета в Швейцарии и Андорре.
Напомним, что попались мошенники на картине Кампендонка, проданной в Кельне за рекордную сумму в почти два с половиной миллиона евро. Новые хозяева провели химический анализ полотна и обнаружили тип белил, не существовавший на момент мнимого возникновения картины. До сих пор нет ответа на вопрос, почему этого не сделал аукционный дом Lempertz, c помощью которого картина была продана.
В ходе процесса был детально рассмотрен путь от возникновения до продажи 14 поддельных полотен. Всего расследование велось в отношении почти ста полотен, в половине случаев у прокуратуры были обоснованные подозрения. Тем не менее с осуждением обвиняемых в «деле Егерса» расследование самого скандального дела о подделках предметов искусства за всю послевоенную эпоху прекращено.
Автор: Анастасия Буцко
Редактор: Марина Борисова
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111028_jagers_trial.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111028_jagers_trial.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.