Художники судятся с аукционными домами из-за авторских процентов
ARTinvestment.RU   19 октября 2011

Художники Чак Клоуз, Лэдди Джон Дилл и наследники скульптора Роберта Грэхэма вчера подали иски против Sotheby's и Christie's из-за нарушения этими аукционными домами калифорнийского закона о праве следования

Что общего между нью-йоркским художником Чаком Клоузом (Chuck Close), лос-анджелесским художником Лэдди Джоном Диллом (Laddie John Dill) и наследниками лос-анджелесского скульптора Робрета Грэхэма (Robert Graham)? Все они во вторник подали групповые иски против Sotheby's и Christie's из-за того, что, по их мнению, эти аукционные дома нарушают калифорнийский закон об авторских процентах (California Resale Royalty Act — аналог европейского закона о праве следования «droit de suite»).

Введение этого закона в штате Калифорния в 1977 году стало, по сути, единственной попыткой на территории США добиться выплат некоторой комиссии авторам во время перепродажи их произведений (что является обычной практикой для некоторых стран Европы еще с 1920-х годов). По калифорнийскому закону об авторских процентах, художник имеет право на 5 % от суммы сделки с их работой при соблюдении ряда условий. Во-первых, либо продавец произведения должен быть гражданином штата Калифорния, либо продажа должна произойти на калифорнийской земле. Кроме того, закон применяется только в отношении уникальных произведений — «оригинальных картин, скульптур, рисунков или работ из стекла». Тиражные произведения — фотографии или эстампы — под действие закона не попадают. Правом на авторские комиссии обладают также наследники художника в течение 20 лет после его смерти.

Эрик М. Джордж (Eric M. George), представитель лос-анджелесской юридической компании «Browne George Ross LLP», подал во вторник от лица вышеупомянутых художников два иска в адрес аукционных домов Sotheby's и Christie's. В исках указывается, что ответчики «уклоняются от исполнения» закона об авторских процентах, удерживая комиссионные художников и регулярно «замалчивая сведения о калифорнийском гражданстве продавцов». Клоуз, Дилл и правопреемники Грэхэма являются истцами в обоих случаях; кроме того, фонд лос-анджелесского художника Сэма Фрэнсиса является истцом в отношении Christie's.

По словам представителя Sotheby’s, приведенным на страницах Wall Street Journal, этот аукционный дом считает иск необоснованным. А представитель Christie’s заявил, что их аукционный дом готов поспорить в суде о правомерности этого закона как такового.

Закон об авторских процентах был инициирован коллекционером Аланом Сьероти (Alan Sieroty), в 1977 году — сенатором от штата Калифорния. На введение закона его вдохновили аналогичные законопроекты о выплате отчислений художникам в некоторых европейских странах, а также практика выплаты авторских гонораров в индустрии развлечений. Комитет Искусств Калифорнии (California Arts Council) на своем сайте публикует сведения об авторах, которым по закону причитаются комиссионные. Некоторые художники, например Эд Руша (Ed Ruscha), очень дотошны в сборе заслуженных ими от перепродаж пяти процентов.

Однако за годы действия закона далеко не всегда представители арт-сообщества были в должной мере осведомлены о нем, и исполнялся закон с переменным успехом. А это значит, что не все примут настоящие иски всерьез. Впрочем, если художники выиграют, эти судебные разбирательства станут не просто ударом по самолюбию Christie's и Sotheby's: они могут повлиять на деятельность галерей, занимающихся перепродажей произведений, вплоть до их переезда куда-нибудь подальше от Калифорнии.

Пока американцы ругаются из-за закона об авторских процентах, действующего, и то не всегда, лишь в одном из штатов этой огромной страны, на всей территории Евросоюза закон о праве следования введен уже 2006 году. И в будущем году его обещают принять и в Великобритании, чему аукционисты Туманного Альбиона, откровенно говоря, совсем не рады. О доводах за и против подобных законов можно почитать статью «Право следования: угроза новому арт-буму или буря в стакане воды?».

Источники: latimesblogs.latimes.com, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх