- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Право следования: угроза новому арт-буму или буря в стакане воды?
ARTinvestment.RU 19 июля 2011
Эксперты делают прогнозы в преддверии вступления в силу в 2012 году в Британии закона о праве следования
Несмотря на рекордные итоги июньских лондонских торгов, многие представители британского арт-сообщества обеспокоены тем, что не успевшая начаться «золотая эра» может скоро закончиться.
В следующем году Британии придется ввести в силу общеевропейский закон о праве следования, который на территории Евросоюза действует с 2006 года. Согласно этому закону, если работа ныне живущего или недавно скончавшегося художника перепродается на рынке, художник или его наследники имеют право на получение доли с прибыли.
«Пока невозможно оценить в точности воздействие этой меры, но я думаю, что ее дальнейшее распространение абсолютно не нужно», — сказал Мэтью Гирлинг, президент Bonhams Europe, в интервью ARTINFO.
История закона о праве следования уходит корнями в 1920-е годы: тогда он стал чем-то вроде социальной программы для оставшихся без средств к существованию вдов и семей художников, погибших в Первой мировой войне. Европейцев по отношению к этому закону положительно настроили примеры, подобные истории Жана-Франсуа Милле, чьим наследникам в поисках заработка пришлось продавать цветы на парижских улицах, в то время как работы художника уходили за миллионы в располагавшемся неподалеку аукционном доме.
После создания Евросоюза оказалось, что девять стран-участниц уже имеют закон о праве следования, а шесть — нет. Столкнувшись с вызванным разницей в законодательстве экономическим дисбалансом, Евросоюзу пришлось выбирать: либо повсеместно принять этот закон, либо везде отменить его. Так как принять закон гораздо легче, чем отменить, был выбран первый вариант решения проблемы.
Вступление закона в силу было разделено на две стадии: в 2006 году ныне здравствующие художники на всей территории Евросоюза стали получать отчисления с перепродаж их работ. Однако в странах, где право следования до этого не действовало (среди них — Англия, Ирландия, Австрия), было отложено вступление в силу второй части закона, касающейся выплат процентов наследникам художников, умерших в последние 70 лет.
Закон о праве следования, которого так опасаются в Британии, устанавливает объем выплат, меняющийся в зависимости от стоимости работы. При цене молотка от 1000 евро до 50 000 евро 4% от выручки причитается художнику (либо его наследникам), однако чем цена работы выше, тем доля художника (наследников) меньше. Она снижается до 0,25%, если стоимость работы выше 500 000 евро. Однако сумма выплаты не может превышать 12500 евро.
Хотя закон о праве следования с самого начала был встречен в штыки профессионалами арт-рынка, все же с версией 2006 года в какой-то мере они еще могли примириться. Согласно исследованию, проведенному доктором экономических наук из Дублина Клэр МакЭндрюс (Dr. Clare McAndrews), закон, при вступлении его в полную силу, затронет около 60% сделок на рынке: 13% составит доля ныне живущих авторов, 47% — доля наследников умерших художников. Пока выплаты затрагивают только торги современного искусства, но с вступлением в силу второй половины закона ситуация изменится и в секторе художников-модернистов, многие из которых умерли позже установленного в законе водораздела — 1942 года. Таким образом, закон, скорее всего, отразится почти на половине всех продаж произведений искусства, совершаемых в Британии.
Принятие нового закона, безусловно, скажется на аукционных домах, но самый серьезный урон угрожает независимым дилерам и небольшим галереям, ассортимент которых не столь широк, как у крупных компаний, торгующих произведениями искусства. Удар по рынку искусства, с большой вероятностью, отразится и на смежных сферах, таких, как туризм. В связи с тем, что урон могут понести сразу несколько отраслей, Британская федерация арт-рынка (British Art Market Federation) во главе с Энтони Брауни пытается от лица арт-сообщества убедить правительство изменить законодательство до наступления нового 2012 года.
Надежда на уступки со стороны ЕС все же теплится. Клэр МакЭндрюс считает, что хотя полная отмена законодательного акта вряд ли состоится, Еврокомиссия уже отметила пагубное воздействие права следования на экономику, что, возможно, является первым шагом на пути к более взвешенному решению проблемы. «Чиновники хотя бы начинают понимать, что все не так просто», — говорит экономист, проводя параллель с ситуацией в Париже 50-х, когда из-за значительного повышения налогов крупнейшие представители арт-рынка были вынуждены покинуть страну.
Что ж, поживем — увидим. Тодд Левин, нью-йоркский консультант по искусству, не считает, что вступление европейского закона в силу станет причиной крупной утечки капитала за океан. Прежде всего, Левин полагает, что при фиксированном максимуме отчислений — 12500 евро — крупные игроки никак не пострадают. «Это не такая большая сумма, чтобы о ней беспокоиться», — заявляет эксперт. Левин напоминает, что в крупных аукционных домах даже работы, выставляемые на дневные торги современного искусства, приносят пяти-шестизначные суммы. «Я понимаю, что экономисты смотрят на дело исключительно в контексте долларов и центов, и поэтому, думаю, они не до конца понимают логику коллекционеров», — полагает Левин.
В то же время, жителю Евросоюза дешевле выплатить проценты по закону о праве следования, чем потратиться на страховку и транспортировку даже относительно дешевой работы в страну, где закон о праве следования не действует, например, в США, Швейцарию или Китай.
И все-таки, даже если положенные по закону отчисления не причинят ущерба арт-бизнесу в британской столице, остаются сложности со сбором и распределением огромных в своей совокупности денег. Сбор отчислений по-разному организован в разных странах. В одних существует разветвленная сеть коллекторских агентств, взимающих средства и затем передающих их художникам или их наследникам, а в других во всем полагаются на продавцов. Если сбором денег занимается агентство, оно чаще всего берет от 12 до 30% комиссии с художника или его наследников.
Средняя цена работы на последних дневных торгах современного искусства Sotheby's составила около 113 тысяч фунтов (162 000 долларов). Всего таких работ было 202, а это значит, что по закону о праве следования аукционный дом должен перечислить двумстам получателям сотни тысяч евро — и это по итогам лишь одних торгов.
В США подобный закон действует лишь в одном штате — в Калифорнии, и там уже полностью вкусили проблем, связанных с поиском лиц, которым причитаются выплаты. В 2009 году Wall Street Journal опубликовал статью о Патриции Милич (Patricia Milich), служащей Совета по искусству штата Калифорния, в чьи обязанности входит розыск художников, которым причитается выплата. Однажды ей пришлось пять месяцев разыскивать художника, чтобы вручить ему сумму в 80 долларов.
Процентная доля Европы на мировом арт-рынке падает уже в течение многих лет и это, в общем-то, никак не связано с законом о праве следования. Здесь замешано множество факторов: и бурный рост китайской экономики, и сосредоточение капитала в Нью-Йорке, и инерционная экономика Евросоюза. Континентальная Европа в последнее время столкнулась с серьезными структурными проблемами в экономике, что сейчас широко обсуждается в прессе. Возможно, во главу угла стоит поставить именно этот вопрос, а волнения по поводу принятия нового закона — лишь следствие общего нестабильного экономического фона?
Источник:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110719_pravo_sledovanija.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110719_pravo_sledovanija.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год