Новое индийское искусство
Через 65 лет после провозглашения независимости Индии индийское искусство продолжает активно развиваться и искать новые пути взаимодействия со зрителем
Сегодня, через 65 лет после обретения Индией независимости, современное искусство этой страны переживает настоящий расцвет. Молодые индийские художники не только вернули искусство к национальным истокам, избавив его от подражаний Европе, но также прекрасно ориентируются в реалиях современного арт-рынка, активно экспериментируют и вовлекают зрителей в интересный диалог о явлениях современной жизни своей родины.
Обновление индийского искусства началось в 1948 году, через год после объявления независимости страны, когда группа художников, в которую входили Макбул Фида Хусейн (M.F. Husain), Франсис Ньютон Суза (F.N. Souza), Акбар Падамси (Akbar Padamsee) и Тайеб Мехта (Tyeb Mehta) создали Бомбейскую группу прогрессивных художников, чтобы выработать в искусстве узнаваемый индийский стиль. Они хотели своим творчеством прийти на смену искусству эпохи британского владычества, которое в последние его годы представляло собой вариации на тему европейского экспрессионизма и американского абстрактного экспрессионизма. Независимость открыла для художников также новые горизонты и на рынке искусства.
«Однако до начала 2000-х индийский арт-рынок, представленный в основном быстро растущими в числе галереями, был подвержен постоянным колебаниям», — утверждает Сидхарт Тагор (Siddharth Tagore), владелец молодого аукционного дома Art Bull и галереи Art Konsult. «Рынок современного индийского искусства начал оформляться в 2004 году, когда в стране появилось несколько аукционных домов», — говорит Тагор, чей аукционный дом ориентируется на покупателей среднего класса из северной Индии и продает им работы молодых художников. «Наша целевая аудитория — жители таких городов, как Чандигарх и Лудхиана; именно там находятся потенциальные крупные рынки будущего», — прогнозирует Тагор. Большая свобода стала означать большее число галерей, большую свободу творчества, преобладание среди покупателей образованных людей — так Тагор охарактеризовал общие черты индийского искусства после 1947 года.
«Новое поколение художников, которым сейчас от 20 до 35 лет, находит темы для своих работ во всех срезах окружающей действительности: они размышляют о суете городской жизни и жизни деревни, о социальных проблемах, человеческих горестях, религии, культуре в целом, насилии, даже позволяют себе шутки о власть имущих», — считает арт-агент Киран Мохан (Kiran Mohan). В ознаменование 65-летия объявления независимости Индии Мохан организовала в своей галерее Art Value выставку «Шаги свободы». Экспозиция исследует сущность понимания свободы в индийском искусстве на примере около 50 работ различных художников. «Каждый художник независимой Индии хочет выразить себя и отобразить на холсте значимость такого понятия, как свобода», — поделилась в интервью изданию «The Times of India» Мохан. Молодой художник Санджив Махалик (Sanjeev Mahalik) изобразил на фоне национального триколора совершаемое женщинами детоубийство. «Я хотел разобраться, почему такое все еще происходит в современном мире, где большинство людей грамотны, а женщинам стали доступны новые жизненные горизонты», — пояснил он.
Художник Радхи Шьям Прадхан (Radhe Shyam Pradhan) использовал цвета индийского флага — зеленый, белый и оранжевый — для создания образов трех представителей разных каст, держащих в руках одну на троих длинную флейту. «Гармония — единственное, что объединяет людей, помогая единению и развитию общества, которые так важны для независимой Индии», — говорит художник. Он создал серию портретов Ганди, на одном из которых изображены три обезьянки, вылезающие из головы Махатмы и говорящие людям о том, чтобы они не смотрели на зло, не слушали злых речей и не произносили их сами (это юмористическая интерпретация известной индийской пословицы). Изображение трех обезьянок — четырехсотлетний японский символ, часто вспоминающийся в связи с философией Ганди. Этот образ стал неотъемлемой частью индийской культуры, так как в ашраме Сабармати, основанном Ганди, где он прожил с 1915 по 1930, была небольшая скульптура трех обезьянок.
Художник Амитеш Верма (Amitesh Verma) считает, что молодые художники наших дней — это будущий золотой фонд индийского искусства. Автор, известный своими изображениями лошадей, заявил, «что вернулся к духовным корням после блужданий по чужбине». «Я осознал, что мы неверно понимаем свою собственную культуру. Для новой выставки я написал профили иностранок на фоне стихов о женщинах из Вед и Пуран», — поведал художник. «Странно, что Запад сохранил свои древние религиозные традиции в искусстве, тогда как мы за последнее десятилетие от них отошли», — считает он.
«Искусство эпохи независимости — это активно развивающийся, направленный в будущее процесс, — утверждает искусствовед Кишор Сингх (Kishore Singh), глава отдела публикаций Галереи изобразительных искусств Дели. — Художники вроде Хусейна и Сатиша Гуджрала (Satish Gujral) приблизили искусство к людям, создавая масштабные настенные росписи и экспериментируя с искусством на улицах, что сделало обычных людей участниками процесса творчества».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110816_india.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110816_india.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.