Art Investment

Картины и скульптуры — «жертвы» несчастных случаев и вандализма

Десятка знаменитых произведений искусства, пострадавших из-за неосторожности или нападений агрессивных и неуравновешенных людей

Великие произведения искусства создаются месяцами, а то и годами работы, художники вкладывают в них свои знания, мастерство и душу. Каждое из них несет отсвет личности художника и наполнено множеством смыслов, оценить которые во всей глубине невозможно. Многие дорогостоящие и важные для мира искусства работы в свое время, увы, пострадали в результате недосмотра или нападения людей озлобленных или попросту сумасшедших. Сайт businessinsider.com составил список из десяти самых знаменитых произведений искусства — «жертв» несчастных случаев и вандализма.

Марсель Дюшан. «Фонтан». 1917

Талантливый художник способен сделать значимым почти любой объект. Например, Марсель Дюшан превратил белый фаянсовый писсуар, купленный в Нью-Йорке в 1917, в творение «Фонтан», просто поставив на нем подпись. Не все были готовы признать это искусством: Общество независимых художников Нью-Йорка, на выставку которого автор отправил свое произведение, отказалось его экспонировать. В 2006 на «Фонтан», к тому времени оценивавшийся уже в 3,6 миллиона долларов, набросился с молотком 76-летний художник Пьер Пинончелли (Pierre Pinoncelli). От скульптуры откололось немного фаянса, а вандал назвал свои действия перформансом, которого хотел бы сам Дюшан. Что интересно, Пинончелли уже не первый раз покушался на «Фонтан». В 1993, во время экспонирования работы в Ниме (Франция), он использовал писсуар по прямому назначению. Так что самое знаменитое концептуальное произведение Дюшана постоянно находится под угрозой.

Рембрандт. «Ночной дозор». 1642

Было бы неплохо, чтобы вооруженные герои полотна Рембрандта «Ночной дозор» могли сами себя охранять — ведь на картину из амстердамского Рейксмузеума часто покушаются. В 1911 безработный корабельный кок попытался порезать ее ножом — правда, неудачно. В 1975 школьный учитель исполосовал полотно уже по-настоящему, и, хотя работу восстановили, следы происшествия до сих пор видны. Позже было установлено, что учитель невменяем, вскоре после нападения на работу Рембрандта он покончил с собой. Но на этом злоключения «Ночного дозора» не закончились. В 1990 посетитель музея облил картину кислотой, но охранники сумели быстро принять меры и спасти холст.

Рембрандт. «Даная». 1636

«Даная», одно из любимых творений самого Рембрандта, принадлежит коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге с XVIII века. В роковом 1985 этот шедевр был на грани гибели — душевнобольной посетитель музея кинулся на работу с ножом и порезал ее в самом центре, там, где лежит прекрасная Даная. Он также облил ее серной кислотой, отчего краска начала пузыриться и стекать. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, а объяснил он свой поступок политическими соображениями. На скрупулезную реставрацию ушло долгих двенадцать лет, и, к счастью, работа вернулась в постоянную экспозицию.

Диего Веласкес. «Венера с зеркалом». 1647–1651

Веласкес был мастером изображения человеческого тела, одно из главных подтверждений этому — его работа «Венера с зеркалом», на которой соблазнительная богиня любуется в зеркало в руках у Купидона. Но красота Венеры не давала покоя суфражистке Мэри Ричардсон (Mary Richardson): в 1914, придя в Национальную галерею, она семь раз порезала картину, в основном в области спины богини. По одной из версий, Ричардсон мстила за произошедший накануне арест своей сподвижницы Эммелины Пэнкхерст (Emmeline Pankhurst), хотя еще до этого ареста в адрес галереи звучали угрозы и предупреждения о возможном нападении суфражисток. Ричардсон приговорили к максимально возможным шести месяцам тюремного заключения. Впоследствии она возглавила женскую секцию Британского союза фашистов. «Венеру», к счастью, удалось восстановить.

Леонардо да Винчи. «Мадонна с младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем». 1499–1500

Еще одна работа из Национальной галереи стала жертвой вандализма. Рисунок углем и мелом Мадонны, младенца Христа, Святой Анны и маленького Иоанна Крестителя, выполненный Леонардо да Винчи более 500 лет назад, в 1987 расстрелял из обреза неуравновешенный мужчина. Как объяснил нападавший, он решил уничтожить произведение стоимостью 37 миллионов долларов (так оценивали рисунок в 1987), чтобы таким образом выразить свой гнев против «политической, социальной и экономической ситуации в Британии». Пуля пробила защитное стекло, сделав в рисунке 15-сантиметровый разрыв в области одежды Мадонны. И хотя многочисленные осколки были аккуратно вынуты во время реставрации, облик шедевра Леонардо уже никогда не будет прежним.

Неизвестный автор. «Портлендская ваза». 30–20 гг. до н. э.

Великолепная стеклянная «Портлендская ваза» с изображениями людей и богов вряд ли смогла бы дожить до своего двухтысячелетия и не быть разбитой хотя бы однажды. Однако примерно 1865–1875 лет ее жизни прошли сравнительно спокойно. В XVI веке ее откопали где-то недалеко от Рима, а в 1810 она поселилась в Британском музее. В 1845 нетрезвый посетитель швырнул в вазу другую скульптуру, и обе работы разбились. Некоторые мелкие фрагменты не удалось воссоединить с остальной частью вазы, и их долгое время хранили отдельно. Только в 1988–1989 была проведена окончательная реставрация «Портлендской вазы», в результате которой следы давнишнего происшествия стали почти незаметны.

Эдвард Эриксен. «Русалочка». 1913

Скульптуру «Русалочка», одну из главных достопримечательностей Копенгагена, портили часто и по многим причинам, зачастую политическим. Как следствие, оригинальная работа 1913 года дошла до нас с существенными изменениями. С 1964 голову сказочной героини отпиливали, крали, ставили заново, снова похищали; отрезали и крали ее руку; скульптуру отрывали от постамента, взрывая его динамитом; наконец, статую выкрашивали, пожалуй, во все цвета радуги. Вполне возможно, что «Русалочка» — самая частая жертва вандалов среди произведений искусства.

Микеланджело. «Пьета». 1498–1499

«Пьета», как магнит, притягивает в ватиканской Базилике Святого Петра поклонников классической скульптуры и людей религиозных. Однако за свою 500-летнюю историю «Пьета» нажила не только друзей, но и врагов. Самое агрессивное нападение произошло в 1972: свихнувшийся геолог кинулся на нее с молотком, выкрикивая «Я Иисус Христос». Многие отколовшиеся фрагменты растащили оказавшиеся рядом посетители. Впоследствии большинство кусочков вернули, но не все — в частности, нос Девы Марии был утерян. Недостающие фрагменты были восстановлены из мрамора, взятого с тыльной стороны скульптуры. Теперь «Пьету» защищает бронированное стекло.

Пабло Пикассо. «Актер». 1904

Вы можете вспомнить самый разорительный несчастный случай в вашей жизни? И все равно он вряд ли сравнится с ценой неаккуратности жительницы Нью-Йорка, проткнувшей картину Пабло Пикассо «Актер». В 2010 году посетительница Музея Метрополитен случайно упала на ценнейшую работу, сделав на полотне разрыв длиной около 15 сантиметров. Изображение актера комедии дель арте, находящееся в экспозиции Метрополитен с 1952, по некоторым оценкам, стоит 130 миллионов долларов. Поскольку это была случайность, виновнице происшествия не предъявили ни обвинений, ни счетов.

Пабло Пикассо. «Сон». 1932

Четырьмя годами ранее несчастья с «Актером» другая работа Пабло Пикассо также стала жертвой нелепого случая. Владелец сети казино Стив Уинн (Steve Wynn) показывал своим гостям знаменитое кубистическое полотно «Сон», изображающее спящую возлюбленную Пикассо Мари-Терез Вальтер. Коллекционер намеревался в скором времени частным порядком продать картину за 139 миллионов долларов и тем самым заключить крупнейшую сделку с участием произведения искусства. Однако слабо видящий Уинн так жестикулировал, стоя рядом с картиной, что случайно проткнул ее локтем. После этого владелец передумал продавать работу. Реставрация обошлась ему в 90 тысяч долларов.

О других громких несчастных случаях с произведениями искусства читайте также статью AI «Неосторожность губит красоту».

Источник: businessinsider.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110811_art_destroyed.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110811_art_destroyed.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».