Сегодня в Праге открывается конференция по вопросам реституции
Участники конференции будут рассматривать вопросы, связанные с претворением в жизнь Вашингтонских положений
Сегодня в Праге открывается конференция, участники которой будут рассматривать вопросы, связанные с претворением в жизнь Вашингтонских положений о конфискованных нацистами произведениях искусства. В конференции примут участие представители около пятидесяти стран. Делегаты планируют согласовать новую декларацию об украденном искусстве.
Вашингтонские положения, подписанные представителями 44 государств, были разработаны в 1998 году. Они не имеют юридической силы. Согласно этим положениям, власти стран обязуются тщательно исследовать провенансы находящихся в публичных собраниях «спорных» работ, публиковать о них информацию и призывать законных владельцев обращаться за ними.
Надо сказать, что многие организации, представляющие интересы жертв Холокоста и их наследников, заявляют, что государства не очень хорошо выполняют эти обязанности. В музеях все еще находятся тысячи украденных нацистами предметов. «Достигнуто очень мало, — говорит Георг Хойбергер (Georg Heuberger), представитель Конференции по вопросам материальных претензий евреев к Германии. — Все страны поступают по-своему, и только треть из них что-то делают (для возвращения похищенных работ. — Ред.). Нас это совсем не устраивает».
По сведениям Конференции, за двенадцать лет правления Гитлера нацисты украли около шестисот пятидесяти тысяч произведений искусства. В базе данных пропавших произведений The Art Loss Register числятся семьдесят тысяч конфискованных работ, которые до сих пор ищут владельцы и их потомки.
По словам Энн Уэббер (Anne Webber), сопредседателя Комиссии по украденному искусству в Европе, большинство стран не выполняют требования Вашингтонских положений. Она говорит, что жертвам Холокоста и их наследникам приходится полагаться на благосклонность отдельных музеев или властей стран. Нет никаких гарантий, что к их требованиям отнесутся с должным вниманием.
Георг Хойбергер заявил, что Конференция подготовила рейтинг, где страны оцениваются исходя из их активности в деле претворения в жизнь Вашингтонских положений. Список будет обнародован в Праге. Россия, Венгрия, Франция, Италия, Испания и некоторые скандинавские страны заняли в рейтинге низкие позиции.
Семья Херцог (Herzog) с 1989 года пытается отвоевать у Венгрии похищенные работы Эль Греко (El Greco), Лукаса Кранаха-старшего (Lucas Cranach the Elder), Пьера-Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir), Эдуара Мане (Edouard Manet) и других художников. По словам адвоката Агнес Перестеги (Agnes Peresztegi), многие произведения из их коллекции сейчас украшают стены Венгерской национальной галереи и будапештского Художественного музея. Возможно, семья обратится в американский суд.
«Вашингтонские положения совсем не исполняются в Венгрии, — говорит Перестеги. — В Праге будет принята декларация, подтверждающая эти положения и утверждающая еще некоторые, и мы надеемся, что венгерское правительство отнесется к ним серьезно».
В Швеции наследники еврейского бизнесмена Отто Натана Дойча (Otto Nathan Deutsch) пока не смогли добиться реституции картины Эмиля Нольде (Emil Nolde) «Цветущий сад в Утенварфе», находящейся в коллекции стокгольмского Moderna Museet. По их словам, шведское правительство и музей тянут с принятием решения. Их адвокат Дэвид Роуленд (David Rowland), участвующий во многих подобных спорах, назвал нынешнюю ситуацию «реституционной рулеткой».
Другие клиенты Роуленда — наследники немецкого историка искусства Курта Глазера (Curt Glaser), чье собрание тоже было расхищено в годы нацизма. В прошлом году швейцарский город Базель отказался возвращать потомкам более ста работ, среди которых творения Эдварда Мунка (Edvard Munch), Марка Шагала (Marc Chagall) и Анри Матисса (Henri Matisse).
Глазер продал бóльшую часть своих сокровищ в 1933 году: ему необходимы были деньги на побег из Германии. Наследники утверждают, что у него не было выбора: нацисты отобрали у него квартиру и заставили бросить работу. Но власти Базеля говорят, что Художественный музей, в котором находятся многие картины из его коллекции, не может удовлетворить их требования, так как работы были приобретены по рыночной стоимости. Совсем недавно британская комиссия по конфискованным произведениям искусства рекомендовала лондонскому Фонду Сэмюэла Курто (Samuel Courtauld Trust) не возвращать потомкам Глазера восемь рисунков, также когда-то входивших в его собрание. Впрочем, в Германии наследникам повезло: в сентябре 2007-го город Ганновер отдал им картину Ловиса Коринта (Lovis Corinth).
«Нам попадались случаи, когда люди требовали возвращения нескольких картин, конфискованных в одно и то же время и в одном и том же месте, — рассказывает Энн Уэббер. — Один музей соглашается отдать картину, а другой нет…»
Георг Хойбергер говорит о желании создать международное учреждение — комиссию или институт, которое будет рассматривать все реституционные споры. Тогда таких случаев, как с наследниками Глазера, будет меньше.
Какие страны лучше всех справляются с требованиями Вашингтонских положений? По мнению предполагаемых владельцев произведений и их представителей, «золотую медаль» должны получить Австрия и Нидерланды. Обе страны учредили комиссии по разрешению реституционных споров. Эти комиссии действуют согласно четким правилам и публикуют свои решения.
Сегодня британская Палата Общин рассмотрит в третьем чтении законопроект о реституции искусства, похищенного в годы Холокоста. Если закон будет принят, то отдавать по реституции работы смогут и национальные музеи (раньше им этого делать было нельзя).
Власти Германии в 2008 году основали правительственное агентство, которое занимается изучением провенанса работ, хранящихся в публичных коллекциях. С 1998 года немецкие музеи вернули довоенным владельцам более тысячи предметов. Реституционных споров было более шестидесяти.
«Что действительно нужно, так это исследование провенансов, — говорит берлинский адвокат Гуннар Шнабель (Gunnar Schnabel). — Это важнее всего. Было бы хорошо, если бы создали всемирную, доступную для всех базу данных, куда музеи вносили бы сведения о работах с сомнительным провенансом. Тогда все пострадавшие могли бы проводить собственные расследования и сэкономили бы много денег на адвокатах».
Дэвид Роуленд говорит о необходимости создания реституционной комиссии в Соединенных Штатах. Большинство американских музеев являются частными, и их владельцы не чувствуют себя связанными Вашингтонскими положениями. Жертвам Холокоста и их наследникам приходится обращаться в суд, где им нередко отказывают в реституции, мотивируя это такими причинами, как, например, истечение срока исковой давности. Правительственные учреждения почти не помогают довоенным владельцам, им остается надеяться только на адвокатов.
Как говорит Энн Уэббер, конференция в Праге предоставляет возможность обратить внимание на необходимость решать проблему как можно скорее. «Мы немного продвинулись в последнее десятилетие, но этого недостаточно; нельзя ожидать, что семьи будут ждать еще десять лет, — заявляет она. — Реституция произведений искусства — это очень сложная задача. Некоторые (довоенные владельцы. — Ред.) еще живы и хотят, чтобы в их жизни появилось что-то значимое. Сейчас ситуация еще критичней, чем десять лет назад».
В настоящее время все чаще звучит мнение, что реституцию пора прекращать. Сторонники этой точки зрения, в частности британский куратор сэр Норман Розенталь (Norman Rosenthal), обращают внимание на то, что благодаря реституции в основном обогащаются те, кто имеет к жертвам Холокоста весьма опосредованное отношение — родственники — «седьмая вода на киселе» и, конечно же, адвокаты. Иногда отвоеванные у музеев картины приносят на аукционах миллионы долларов, что, по выражению Розенталя, «порождает алчность». Работы музейного класса, которые должны быть достоянием всего мира, навеки исчезают в сейфах миллиардеров.
Впрочем, миллионных продаж — единицы, а большинство возвращаемых по реституции работ все-таки имеют скорее семейную, чем финансовую ценность. На это указывает историк Моника Татцков (Monika Tatzkow). Иногда картины — единственное, что осталось от убитых нацистами родителей.
Словом, каждый случай — уникален, и одна из целей пражской конференции — создать условия для того, чтобы ни одно требование предполагаемых владельцев конфискованных произведений искусства не оставалось без внимания. Конференция продлится до 30 июня.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090626_restitution_conference.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090626_restitution_conference.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.