«Рыночные перипетии» работ Марка Ротко
Какие работы знаменитого художника больше всего любят коллекционеры? А какие не очень любят? И почему 2008 год нельзя назвать самым лучшим для рынка произведений художника?
В лондонской галерее Тейт Модерн сейчас проходит выставка поздних работ знаменитого художника-абстракциониста Марка Ротко (Mark Rothko). На картинах, выставленных в музее, изображены знаменитые «цветовые поля». По замыслу художника, глядя на них, люди должны размышлять о вечном.
Настоящее имя Ротко — Маркус Яковлевич Роткович. Он родился в Латвии в 1903 году. Когда будущему живописцу было десять лет, его семья эмигрировала в Соединенные Штаты. В 1920-х годах юноша всерьез занялся карьерой художника и в 1934 году основал Союз Художников Нью-Йорка. Он тесно общался с такими знаменитыми представителями нью-йоркской школы, как Джексон Поллок (Jackson Pollock) и Адольф Готтлиб (Adolph Gottlieb). В 1940 году Роткович «американизировал» свое длинное имя.
В том же десятилетии художник окончательно порвал с традициями фигуративной живописи и пришел к чистой абстракции. На своих картинах он начал писать прямоугольники ярких цветов, с размытыми контурами, которые как будто начинают «пульсировать» при взгляде на них. Эти прямоугольники живописец называл «пространствами живой энергии», где материализуется дух. Выдающийся критик Клемент Гринберг (Clement Greenberg) назвал работы Ротко «живописью цветовых полей». Сам художник говорил о своих картинах как о «духовных субстратах».
В конце 1950-х годов палитра Ротко стала существенно темнее. До самой его смерти в 1970 году (художник покончил жизнь самоубийством) в его живописи доминировали темно-бордовый, коричневый, черный и другие мрачные цвета. Именно такие произведения и экспонируются сейчас на выставке в Тейт. Коллекционеры, правда, предпочитают более яркие картины Ротко, и разница в цене между «светлыми» и «темными» работами очень большая. Но в 2007 году, на волне громких аукционных успехов художника, и у мрачных произведений дела пошли просто отлично: работа в черных тонах «Без названия», написанная всего за несколько месяцев до самоубийства Ротко, принесла больше 10 миллионов долларов на Sotheby’s 14 ноября.
В 1961 году Музей современного искусства в Нью-Йорке провел большую персональную выставку Ротко. Четыре года спустя одна из его картин с «цветовыми полями» под названием «Два темных прямоугольника на красном фоне» была продана за 10 тысяч долларов. В 1966 году похожее произведение, «Красный Номер 22», ушло за 15,5 тысячи… Через двадцать лет лучшие работы Ротко приносили более миллиона долларов, в 1999 году его яркая картина «№ 15» стала первым произведением художника, преодолевшим на публичных торгах десятимиллионный порог. А в мае 2008 года картина вернулась на аукцион и принесла аж 45 миллионов! Но рекордом для Ротко эта цена не стала: годом ранее, 15 мая 2007 года, картина под названием «Белый центр» была продана на Sotheby’s за 65 миллионов долларов и стала самой дорогой работой года. «Белый центр» также занял первую строчку в списке самых дорогих работ послевоенных художников, правда, пробыл он там недолго: в этом году его скинул с пьедестала «Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon).
2007 год стал самым успешным для аукционных продаж работ Ротко. Ценовой индекс Artprice на произведения художника взлетел вверх: целых шесть картин принесли суммы, превышающие 10 миллионов долларов. А годовой оборот Ротко составил почти 207 миллионов! Безумная сумма, учитывая то, что раньше (даже в лучшие годы) оборот не поднимался выше 50 миллионов. Впрочем, оказалось, что дальше ему расти уже некуда. С января по ноябрь 2008 года аукционный оборот произведений художника составил те же скромные по меркам прошлого года 50 миллионов. Причем почти за всю эту сумму ответственна та самая 45-миллионная продажа картины «№ 15». Конечно, дела бы обстояли гораздо лучше, если бы кто-нибудь купил картину «Оранжевый, красный и желтый» на Sotheby’s в мае… Но полотну не помогли его «веселенькие» цвета, и покупателя оно не нашло. А 5 ноября на Сhristie’s осталась непроданной картина «№ 43 (Лиловый)», за которую организаторы аукциона надеялись выручить 30 миллионов.
В этом году Ротко удалось установить всего один рекорд, да и тот печальный: процент его непроданных работ составил 26,6. Это в три раза больше, чем обычно: с 1998 по 2007 год покупателя не находили в среднем 9 процентов произведений художника. Значит ли это, что рынок объелся Ротко и цены на его работы больше не будут расти?.. Ответ на этот вопрос мы, наверное, узнаем только после кризиса.
Статистику аукционных продаж произведений Марка Ротко можно посмотреть здесь.
Источники:
P.S. Про Марка Ротко можно также почитать следующие статьи:
Марк Ротко — автор самой дорогой работы среди художников русского происхождения
Рекорд Ротко «подтянул» весь рынок
Галерея Тейт отказалась от работ Ротко, оцениваемых в миллиард долларов
Как правильно вешать толстые полосы?
Марк Ротко: гений или продукт пиара? Обсуждение на форуме ARTinvestment.RU
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081205_mark_rothko.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081205_mark_rothko.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.