- Оценка картин
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
Климт: очередная реституция
ARTinvestment.RU 01 декабря 2008
Вслед за «Аделью Блох-Бауэр» к законным владельцам может отправиться еще одно полотно великого австрийского мастера, которое сейчас находится в музее австрийского города Линц
Lentos Museum в австрийском городе Линц может вскоре лишиться выдающейся работы Густава Климта (Gustav Klimt). До Второй мировой войны картина принадлежала Аранке Мунк (Aranka Munk), жене богатого промышленника еврейского происхождения. Мунк трагически погибла в концлагере, а полотно Климта, находившееся на ее вилле в Бад Аусзее, было украдено. В 1950-х годах картину купили власти города Линц и поместили ее в музей. Сейчас наследники Аранки Мунк пытаются ее отвоевать.
На картине изображена дочь Аранки Риа Мунк (Ria Munk), которая покончила с собой в 1911 году в возрасте 24 лет. Причиной ее самоубийства стала несчастная любовь. Безутешная мать заказала у знаменитого художника портрет девушки. Климт согласился и написал целых три картины с изображением Рии. Сначала он создал работу «Риа Мунк на смертном одре», но, по словам исследователя провенанса Софи Лилли (Sophie Lillie), картина не очень понравилась Аранке: она нашла ее слишком мрачной. Женщина отдала работу своему другу-скульптору, чьи наследники продали ее после войны. Полотно «попутешествовало» по нескольким коллекциям, побывав даже в собрании знаменитой певицы Барбры Стрейзанд (Barbra Streisand), пока не «осело» в одной из них в 1999 году.
Аранка Мунк попросила Климта написать ее дочь живой. Художник создал полотно, которое позже переработал в портрет безымянной танцовщицы, — наверное, Аранка Мунк опять сочла произведение неудавшимся. И только третий портрет Рии, написанный Климтом, остался у нее дома. Именно эта незаконченная картина (под названием «Портрет Рии Мунк III») теперь экспонируется в Lentos Museum и считается одним из главных его сокровищ. Но как она там оказалась?
В 1938 году Аранка Мунк провела свое последнее лето в Бад Аусзее. Как говорит Софи Лилли, в 1941 году она была вынуждена продать часть своего имущества соседям. А годом позже гестапо захватило все остальное. Нацисты отобрали у Мунк квартиру в Вене, и отправили ее вместе с младшей дочерью в гетто. В октябре 1941 года Аранку отправили в концлагерь Литцманнштадт (город Лодзь на нынешней территории Польши), где она скончалась. Ее дочь отправили в другой «лагерь смерти», Хелмно, где она погибла в сентябре 1942 года.
После 1938 года Аранка больше не возвращалась в свой особняк, но управляющий продолжал присматривать за домом: проветривать комнаты, чинить сломавшиеся вещи и расчищать дорожки в саду от снега. В одном из своих писем Мунк попросила его как следует заботиться о портрете Рии.
Но в 1939 году Аранка перестала платить управляющему. Плотник, работавший у нее дома, предложил управляющему взять что-нибудь в качестве платежа и сказал ему, что самым ценным предметом в особняке является картина Климта. Управляющий пошел посмотреть на произведение, взяв всю свою семью. Дело было в 1942 году. Картину в итоге они не взяли, и через некоторое время ее забрали сотрудники гестапо.
Наследники Аранки Мунк, которых представляет адвокат Альфред Нолль (Alfred Noll), впервые подали иск о возвращении картины еще в 2005 году. Но они так и не смогли доказать, что полотно, выставленное в Lentos Museum, то же самое, что висело в особняке Аранки. Недавно Софи Лилли нашла нового свидетеля — внука того самого управляющего, которому предлагали забрать картину себе. В 1942-м, в возрасте девяти лет, он приходил со своим дедушкой посмотреть на нее. 11 сентября 2008 года внук подписал заявление, в котором он утверждал, что в особняке находилась та же работа, что и в музее. «Мы стояли перед ней и смеялись — не могли поверить, что она такая ценная, — рассказывает он о том, как он впервые увидел картину. — Мы не взяли ее, потому что это было бы воровством. Я и мои родственники еще много лет задавались вопросом, что же с ней стало».
Появление нового свидетеля в корне меняет ситуацию. «Мы знали, что у Аранки Мунк на вилле в Бад Аусзее был портрет ее дочери, но никто не знал, как он выглядел и был ли он тем самым произведением, что висит сейчас в Lentos Museum, — говорит директор музея Стелла Роллиг (Stella Rollig). — Это новое заявление очень важно, но мы еще будем исследовать этот вопрос. Если будут неоспоримые доказательства, то реституция будет осуществлена».
Ценность «Портрета Рии Мунк III» — около 10 миллионов долларов. Кроме этого полотна, в музее есть еще две работы Климта. По словам Альфреда Нолля, музею надо вернуть картину наследникам как можно скорее, ибо в следующем году Линц станет европейской культурной столицей. Будет нехорошо, если все газеты станут писать о том, что город не хочет возвращать законным владельцам картину, украденную нацистами. Линц и так печально известен тем, что является родным городом Адольфа Гитлера. Именно там страшный преступник планировал построить гигантский «музей фюрера», куда свозились бы похищенные его приспешниками шедевры.
Наследниками Аранки Мунк считаются потомки ее сестер. Их очень много, и они «разбросаны по миру» — кто-то живет в Вене, кто-то в США, Великобритании, Бельгии. Наверное, с портретом Рии они поступят так же, как наследники Малевича с переданной им весной «Супрематической композицией»: продадут на аукционе. А может быть, и не на аукционе…
В 2006 году Австрия уже была вынуждена расставаться с полотнами Климта: пять картин были затребованы жительницей Калифорнии Марией Альтманн (Maria Altmann), наследницей Блох-Бауэров — довоенных владельцев работ. В числе возвращенных ей произведений был «Портрет Адели Блох-Бауэр» («Золотая Адель») 1907 года, который она позже продала миллиардеру Рональду С. Лаудеру (Ronald S. Lauder) за рекордную сумму в 135 миллионов долларов. Лаудер, к счастью, не запер работу в каком-нибудь сейфе, а отдал ее своему нью-йоркскому музею Neue Galerie, где ее могут увидеть все желающие.
Источники:
P.S. По этой теме можно также почитать:
Как нацисты грабили Европу
«Розовая стена» Матисса: конфискация — реституция — наследство — продажа
Наследники жертв нацизма против Федеративной Республики Германии
Институт искусств Миннеаполиса расстался с конфискованной нацистами картиной Леже
В Германии все еще находятся сотни работ, украденных нацистами
Выставка произведений искусства, похищенных нацистами
Густав Климт — № 2 в списке Top-10 мировых художников
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081201_restitution_klimt.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081201_restitution_klimt.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Оценка картин
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?