Кабаковы предупреждают о подделках
Илья и Эмилия Кабаковы публично заявили о том, что на рынок попадает все больше подделок их работ
Известные русские художники Илья и Эмилия Кабаковы сообщили о том, что на рынке произведений русского послевоенного искусства попадается все больше подделок, а также заявили о том, что обнаружили в продаже несколько подделок своих работ. Супруги, которые творят вместе с 1989 года, впервые публично заговорили о подделках и пообещали сделать все возможное, чтобы воспрепятствовать деятельности преступников.
В феврале этого года Илья Кабаков стал автором самой дорогой работы в сегменте послевоенного русского искусства, когда его картина «Жук» (1982) была продана на аукционе Phillips de Pury за 2,9 миллиона фунтов (5 миллионов долларов). Отметим, что до июня 2007 года стоимость работ Кабаковых на торгах ни разу не превышала 1 миллиона долларов.
Эмилия Кабакова, которая делает заявления от лица своего мужа, сообщила: «Преступники рассчитывают на наивность покупателей, а также на их стремление приобрести раннюю или значительную работу известного и высокооплачиваемого художника, уплатив лишь малую долю ее реальной стоимости».
Недавно в Москве открылась ретроспектива Кабаковых — впервые после их эмиграции из Советского Союза. 15 сентября открылась специально созданная для Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина инсталляция «Ворота», включающая в себя арт-объекты, живопись и рисунки. 16 сентября в Центре современной культуры «Гараж» публике представили экспозицию, в которую вошли объект «Красный вагон», сделанный для Dusseldorf Kunsthalle show, и инсталляция «Альтернативная история искусств». 17 сентября в ЦСИ «Винзавод» открылись знаменитые «Жизнь Мух», «Игра в теннис» и «Туалет».
Такой обширный показ вызвал повышенный интерес к их творчеству со стороны русских коллекционеров. По словам Эмили Кабаковой, вскоре после открытия экспозиции одному из московских собирателей предложили семь фальшивых работ, якобы выполненных супругами. Явно выдуманный провенанс продавец дополнил заявлением о том, что они были конфискованы на советской границе в 1980-х годах.
4 октября арт-дилер из Лондона Елена Уолкер (Yelena Walker) связалась с Кабаковыми по электронной почте, чтобы убедиться в подлинности произведения, которое предложили одному из ее российских клиентов. Г-жа Уолкер объяснила свои сомнения так: «Эта работа выполнена на холсте, а Кабаков обычно пишет на досках. К тому же мне показалось, что в ней слишком много картинок и деталей. Кабаков же, наоборот, старается избавиться от картинок и заменить их словами. Он — как бухгалтер — тщателен и точен». Эмилия Кабакова подтвердила, что предлагаемая работа — подделка.
Эмилия Кабакова рассказала, что первые фальшивки — бледные копии оригинальных рисунков — появились в 1990-е годы. Их стоимость составляла около 2 000 долларов. А первые подделки живописных работ были сделаны в 2005 году, и продавались уже за 200 000 долларов.
«Конечно, мы не можем отчитываться за каждую картину, когда-либо написанную Ильей, но мы недавно закончили первый каталог живописных произведений Кабакова, подготовленный при поддержке музея Висбадена (Wiesbaden Museum), и потому знаем, где находилась или находится каждая работа», — утверждает Эмилия Кабакова.
Она рассказала, что в ноябре 2007 года видела в Лондоне в аукционном каталоге MacDougall’s три рисунка, приписываемых Кабакову, но на самом деле таковыми не являющихся, и удивилась тому, что представители аукционного дома не обратились к ней за подтверждением подлинности.
Вильям Макдугал (William MacDougall), содиректор MacDougall’s, объяснил это тем, что эти рисунки имели «вполне достоверный провенанс. Каталоги были опубликованы задолго до начала торгов, и потому у художников и экспертов было достаточно времени, чтобы озвучить свои мнения касательно выставленных на продажу произведений». Однако тогда никаких заявлений сделано не было, и с тех пор никаких претензий со стороны покупателей тоже не поступало.
Согласно данным, опубликованным на сайте MacDougall, рисунки были проданы за 3,313–57,282 тысячи фунтов, включая налоги и buyer’s premium.
Но одна из самых интересных историй с подделками, по словам Эмили Кабаковой, произошла, когда один московский дилер попросил ее подтвердить подлинность рисунка из частной коллекции, который оказался фальшивкой. «Я сказала, что уничтожу ее, но этот человек упрашивал меня по телефону: “Пожалуйста, не делайте этого, ведь она принадлежит криминальной группировке; я Вам перезвоню”. Через 15 минут он перезвонил: “Они сказали, что Вы можете ее уничтожить, а они сделают новую”».
У Кабаковых есть специальный файл, куда они заносят данные о подделках, а также размещают фотографии и информацию о фальшивках на своем веб-сайте. В случае, если ситуация ухудшится, супруги обратятся в правоохранительные органы.
Владимир Рощин, московский издатель четырех томов «Каталога поддельных произведений искусства», рассказал, что в смысле фальшивок «ситуация с работами послевоенных художников намного хуже, чем с произведениями классического русского искусства. Проблема заключается в отсутствии независимых экспертов и недостаточной изученности послевоенного искусства».
В каталог подделок, пятый том которого должен выйти в конце октября, входят в основном произведения XIX века. В последнем томе перечислено 290 фальшивок, включая картины таких популярных у покупателей художников, как Иван Айвазовский и Алексей Боголюбов.
Владимир Рощин сообщил, что не планирует выпуск тома о подделках послевоенного периода, поскольку по этой теме еще не достаточно достоверной информации.
Об увеличении числа подделок говорят многие художники, дилеры и коллекционеры. Марк Кельнер (Mark Kelner) из Вашингтона, собирающий произведения русского послевоенного искусства, рассказал, что недавно ему предложили три подделки — две работы Михаила Шварцмана и одну Дмитрия Краснопевцева. Оба этих автора входят в число наиболее востребованных рынком послевоенных художников. В июне 2006 года «Натюрморт с тремя кувшинами» (1976) Краснопевцева был продан на Sotheby’s в Лондоне за 512 тысяч фунтов при эстимейте в 35 тысяч. А в феврале 2007 года, опять-таки на Sotheby’s в Лондоне, картина Шварцмана «Ярое око» (1966–1972) ушла с молотка за 192 тысячи футов при эстимейте в 60 тысяч.
Марк Кельнер также рассказал, что часто видит на онлайн-аукционе eBay работы нонконформиста Оскара Рабина и отправляет эту информацию проживающему в Париже художнику, чем вызывает у него немалое удивление.
И все же большинство художников, дилеров и коллекционеров, несмотря на трудности, сходятся во мнении о том, что уменьшить число подделок, которыми пытаются заполнить рынок, можно. Для этого необходима высокая осведомленность и удвоенная бдительность арт-дилеров, аукционных домов, художников и покупателей.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081020_kabakovs_fakes.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081020_kabakovs_fakes.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.