«Фабрика горя» — новый центр современного искусства Парижа
В бывшем похоронном бюро, известном как «104», теперь будут работать молодые художники со всего мира. Мастерские будут предоставляться им бесплатно — при условии, что посетители смогут наблюдать за их работой
В доме № 104 по улице Обервиллье девятнадцатого округа Парижа скоро откроется центр современного искусства. Парижане называют дом просто Centquatre — «Сточетыре», так же будет называться и новый очаг contemporary art.
На протяжении веков Париж был центром мировой художественной жизни. Но после Второй мировой войны самые знаменитые современные художники предпочитали работать в других городах — Нью-Йорке, Берлине, Лондоне, а столица Франции превратилась в «музейный город». Молодые художники либо работают в каких-нибудь сквотах, где у них мало шансов познакомить публику со своим искусством, либо уезжают в города с более развитой арт-сценой, например в Берлин.
В последние годы интерес к современному искусству очень сильно вырос, и власти Парижа больше не хотят мириться с тем, что их город, чьи художники когда-то находились в эпицентре мирового художественного процесса и купались в лучах славы, сейчас находится фактически на периферии. Поэтому было решено устроить в доме № 104 по улице Обервиллье центр современного искусства, где бы располагались мастерские художников и выставочные пространства.
Девятнадцатый округ — самый бедный округ Парижа; он известен своими новостройками, бедностью и уличными бандами, а живут в нем в основном иммигранты. Один из директоров будущего центра «104» Фредерик Фисбах (Frédéric Fisbach) рассказывает, что ливанские фотографы, работавшие с ним, заявили, что этот район французской столицы напоминает Бейрут.
Здание, давшее название будущему очагу культуры, было построено в 1873 году на месте старой бойни, и жители города когда-то называли его «фабрикой горя»: в доме № 104 по улице Обервиллье было похоронное бюро. Более тысячи служащих заведения изготовляли гробы и катафалки, ухаживали за лошадьми и работали над организацией похорон, число которых доходило до 27 тысяч в год. Бюро закрылось в 1997 году.
В преддверии открытия нового центра на реставрацию здания, которое считается шедевром промышленной архитектуры XIX века, было потрачено 100 миллионов евро. Тем не менее директор нового центра «104» Роберт Кантарелла (Robert Cantarella) говорит, что художники, которые скоро начнут там работать, все время будут обращаться в своем творчестве к его грустному прошлому.
Центр будет всячески поддерживать молодых авторов самого разного происхождения, причем не только из Франции, но и со всего мира: предоставлять им помещения для работы, оказывать финансовую помощь и даже обеспечивать необходимой рабочей силой. Все это будет предоставляться художникам совершенно бесплатно, но при одном условии: они должны позволять посетителям наблюдать за своей работой.
Идея доступа публики в святая святых художника не нова, однако столь масштабное воплощение она получит, пожалуй, впервые. Поэтому, с одной стороны, высказываются опасения, что центр современного искусства превратится в подобие зоопарка, куда люди будут приходить посмотреть на художников, как на экзотических животных, но, с другой стороны, звучат восторженные утверждения о том, что такой подход ни много ни мало произведет культурную революцию.
Новый центр современного искусства будет помогать не только живописцам и скульпторам, но еще и режиссерам фильмов, перформансистам, создателям звуковых инсталляций, авторам комиксов, фотографам, дизайнерам, модельерам…
В субботу, 11 октября состоится торжественное открытие Центра современного искусства «104», на котором выступит знаменитый певец Трики (Tricky).
Источники: guardian.co.uk, 104.fr, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081010_funeral_parlour.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081010_funeral_parlour.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.