Осень русского авангарда
Семь работ из коллекции Московского музея современного искусства, приехавшие на выставку «Весна русского авангарда» в Японии, были сняты с экспозиции из-за сомнений в подлинности
Выставка «Весна русского авангарда» из коллекции Московского музея современного искусства, путешествующая по музеям Японии, завершилась скандалом. Семь работ из коллекции ММСИ вызвали сомнения в подлинности и сняты с экспозиции, это три картины Марка Шагала, три — Ивана Пуни и одна — Василия Кандинского.
Выставка «Весна русского авангарда» объединяет 70 произведений, созданных в начале XX века крупнейшими представителями русского авангарда. Тур по Японии (Токио — Осака — Гифу — Сайтама) должен был стать самым солидным выездным проектом ММСИ, однако, кажется, он становится самым скандальным. После того как «Весна русского авангарда» открылась в токийском Музее Бункамура, парижский Комитет Шагала выразил сомнения в подлинности трех полотен из экспозиции, приписываемых Марку Шагалу («Портрет женщины» 1908 года, «Семья» 1911–1912 года и «Скрипач» 1917 года). Впрочем, исполнительный директор ММСИ Василий Церетели уверял, что «три спорные работы не проходили через парижский Фонд Шагала, поэтому там не могут засвидетельствовать их подлинность, однако сам художник в 1960-х и 1970-х годах удостоверил, что это действительно его ранние картины».
Следующий в списке музей — Музей Сантори в Осаке объявил, что исключит из экспозиции эти три спорные вещи. Однако прямо накануне открытия выставки выяснилось, что исключать придется не только «шагалов». Правообладатели (под которыми следует понимать наследников и фонды знаменитых художников) усомнились в подлинности еще четырех полотен — двух натюрмортов и «композиции с лампой» Ивана Пуни, а также морского пейзажа Василия Кандинского.
«Выставка откроется для публики 25 сентября. Мы воздержимся от демонстрации семи картин из-за обсуждений, которые ведут обладатели различных прав и ММСИ, — пояснила «Ъ» куратор музея Кеико Уеки. — Мы не можем комментировать вопросы, связанные с подлинностью этих картин. Но мы надеемся, что даже без этих семи работ мы сможем представить динамизм российского авангарда японской публике».
Помимо упомянутых мастеров русского авангарда в экспозицию выставки входят произведения Наталии Гончаровой, Нико Пиросмани, Михаила Ларионова, Павла Филонова, Казимира Малевича, Александра Архипенко. Московский музей современного искусства открылся в Москве в конце 1999 года. Инициатором его создания и первым директором стал скульптор Зураб Церетели, президент Российской академии художеств. Его личная коллекция работ известных мастеров XX века положила начало музейному собранию; в дар музею он передал около 2 тысяч произведений. Но и позже Зураб Церетели пекся о пополнении собрания. Например, на распродаже коллекции Инкомбанка в 2002 году он купил для музея «Автопортрет» и «Портрет жены» Казимира Малевича, а также подборку произведений нонконформистов.
Василий Церетели прокомментировал ситуацию для «Ъ»: «У всех работ, к которым предъявлены претензии, есть правообладатели. В случае с произведениями Пуни и Кандинского они запросили у нас провенансы работ и фото, которые мы им отправили. Фонд Кандинского ими удовлетворен, в случае с полотнами Пуни мы информировали правообладательницу его наследия. Картины из нашей коллекции — это повторения, созданные художником к его выставке в Берлине (так как ему не позволили вывезти картины из Петрограда). У всех работ есть экспертные заключения, мы уверены в их подлинности, и я думаю, что все проблемы мы постепенно разрешим».
Источник: kommersant.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080925_spring_of_russian_avantgarde.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080925_spring_of_russian_avantgarde.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.