«Это я удачно зашел!»… по-американски
Отделение полиции Лос-Анджелеса объявило о краже более десятка картин, среди которых работы Марка Шагала, Диего Риверы и других известных художников. Общая стоимость этих работ, похищенных из дома коллекционера, составляет несколько миллионов долларов
Полиция Лос-Анджелеса объявила о краже более десятка картин стоимостью несколько миллионов долларов, которые были похищены из дома коллекционера буквально среди бела дня. Украденные полотна, среди которых работы таких знаменитых художников, как Марк Шагал (Marc Chagall) и Диего Ривера (Diego Rivera), объявлены в международный розыск.
Воры прокрались в дом пожилых супругов в лос-анджелесском районе Энсино субботним утром, 23 августа. Они вошли через черный ход, который оказался не заперт: предположительно, его оставила открытым работавшая в доме уже несколько лет горничная, которая ненадолго вышла в магазин. В момент преступления хозяева находились в другой части дома и ничего не слышали. К тому времени, когда горничная вернулась, из двух соседних комнат исчезли более десятка картин. Чтобы похитить коллекцию, на сбор которой ушло более полувека, потребовались считаные минуты.
Пока до конца не ясно, действовал ли в доме вор-одиночка или похитителей было несколько, однако полиция уже объявила награду в размере 200 тысяч долларов тому, кто предоставит какую-либо информацию, которая поможет найти украденные картины. Имена пострадавших и точное место преступления не сообщаются. Представители закона аргументируют это тем, что пострадавшие — состоятельные пожилые люди и власти не хотят разглашения информации о них широкой публике.
Среди пропавших произведений полиция называет следующие картины: «Крестьяне» Марка Шагала, «Мексиканский крестьянин» Диего Риверы, «Кубистический натюрморт» Аршила Горки (Arshile Gorky), «Фигура с собакой» Эмиля Нольде (Emil Nolde), «Конец заседания» Лионеля Фейнингера (Lyonel Feininger), «Пожилая дама с собакой» и «Женщина в красном» Хаима Сутина (Chaim Soutine), «Алисия Аланова» Кеса ван Донгена (Kees van Dongen), полотно без названия Ханса Хофманна (Hans Hofmann). И знатоки искусства, и власти города признают эту кражу самой крупной в истории Лос-Анджелеса.
Ричард Райс (Richard Rice), который уже больше двадцати лет работает старшим консультантом в Gallerie Michael в Беверли-Хиллз, сообщил, что стоимость украденных полотен варьируется от 800 тысяч до четырех миллионов долларов. Самым дорогим он считает портрет Алисии Алановой кисти Кеса ван Донгена. Райс заявил, что все украденные произведения — работы мирового уровня, однако отметил, что их все-таки нельзя отнести к мейнстриму: «Большинство людей, если у них есть вкус и им позволяют средства, предпочитают коллекционировать Ренуара, Дега или Сальвадора Дали». Пострадавшую коллекцию он назвал несколько специфичной и весьма изысканной, такие работы можно приобрести только лишь в некоторых галереях Нью-Йорка, Лондона, Вены, Парижа и Цюриха. Райс также рассказал, что коллекционеры из Лос-Анджелеса, за редким исключением, в отличие от своих коллег из Нью-Йорка не любят публиковать или выставлять свои работы: «Они не из тех людей, которые распахивают двери и приглашают всех зайти и посмотреть. Поэтому то, что произошло, особенно шокирует. Меня очень печалит то, что человек собрал такую коллекцию и потерял ее в мгновение ока».
Закономерно возникает вопрос: что произойдет с похищенными работами дальше. И полиция, и знатоки искусства сходятся во мнении, что продать картины по реальной стоимости будет невозможно: их описания и фотографии заносятся в базы данных украденных произведений Art Loss Register, в списки ФБР и Интерпола, а также размещаются на различных сайтах. Полицейский детектив Дональд Грицик (Donald Hrycyk), который занимается расследованием преступлений в области искусства уже четырнадцать лет, заявил, что большинство людей, которые покупают работы столь высокой ценовой категории, непременно интересуются их происхождением. Схожего мнения придерживается и Ричард Райс: «Если отследить историю похищений за последние десять лет, то большинство украденных произведений такого уровня были возвращены владельцам, потому что их было сложно продать».
По оценкам ФБР, кража произведений искусства стала настоящей мировой индустрией, оборот которой составляет 6 миллиардов долларов в год. Кристофер Маринелло (Christopher Marinello), исполнительный директор Art Loss Register, рассказал, что самым «похищаемым» художником является Пабло Пикассо, но воры нередко выбирают и менее известных авторов, полагая, что их работы легче продать. В целом судьба украденных картин зависит от похитителей. Обычные воры, если получают шедевр, стараются его поскорее сбыть и отвести от себя подозрения. А более изобретательные целенаправленно залезают в музеи и эксклюзивные коллекции в поисках конкретных полотен, которые затем сбывают другим коллекционерам или специализированным криминальным группировкам. Преступники нередко продают краденые произведения искусства на черном рынке, используя их в качестве обеспечения для отмывания денег, торговли оружием или наркотиками. По словам Маринелло, существует два варианта развития ситуации. Похищенные работы либо найдутся очень быстро — через несколько месяцев или через год, либо «уйдут в подполье и всплывут» не раньше, чем через несколько десятков лет.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080912_chagall_and_other_stolen.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080912_chagall_and_other_stolen.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.