- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Николай Вечтомов
ARTinvestment.RU 18 апреля 2007
17 апреля ушел из жизни Николай Евгеньевич Вечтомов (1923–2007) — самобытный художник, чье имя ассоциируется со знаменитой «лианозовской группой» (самые известные ее представители — Оскар Рабин и Владимир Немухин).
17 апреля ушел из жизни Николай Евгеньевич Вечтомов (1923–2007) — самобытный художник, чье имя ассоциируется со знаменитой «лианозовской группой» (самые известные ее представители — Оскар Рабин и Владимир Немухин). В прижизненных очерках о творчестве Вечтомова можно встретить немало определений его магистрального творческого направления, остававшегося неизменным с 1960-х годов: биоморфный сюрреализм, декоративный космизм, лирический экспрессионизм, игра безнатурных структур и форм в пространстве, символьный абстракционизм. Под впечатлением от его эмоционально напряженных, почти агрессивных композиций можно будет использовать любое сочетание слов, и все будет верно. Творческое наследие художника только проходит процесс формализации. Очищается терминология, определяется место художника в истории послевоенного искусства. Пока и ошибки допустимы и трактовки могут конфликтовать. Путаница в словах не страшна. Зато не узнать работы Вечтомова почти невозможно — настолько самобытны их образность и палитра. За десятки лет творчества художник использовал множество причудливых композиционных форм. Но достаточно увидеть лишь некоторые из них, чтобы в дальнейшем почти безошибочно узнавать его работы.
Считается, что некоторые из наиболее эффектных композиций Вечтомова базируются на болезненно ярких впечатлениях. Многие из них он вынес с войны, из Сталинграда, куда попал подростком, с Курской дуги, из плена, из боев в чешском партизанском сопротивлении. К примеру, вспышку от взрыва сбитого истребителя на чистом заснеженном поле Вечтомов не раз вспоминал в интервью. Но долгим ярким впечатлением мог стать и просто красочный закат, опускающийся на землю, — пейзаж, который, не надо далеко ходить, и на севере Подмосковья частенько бывает «лунным». От пронзительных впечатлений — цвета: любимые черный, оранжевый, до рези в глазах красный… Отсюда и формы. Так, один из главных сюжетов конца 1980-х — фантастические «клинки», то ли тянущиеся пронзить закатные небеса, то ли, наоборот, низвергнутые небом и вонзившиеся в твердь. Запоминаются вечтомовские кипящие биомассы в своем делении — словно образ разумного океана Соляриса. Другая распространенная тема — «космические» сталагмиты. В поздних картинах Вечтомова использовались и фигуративные образы (тот же змей), но они выполняли роль скорее не персонажей, а символов, позволяя оставаться в рамках абстракции.
В отличие от сюжетов других «лианозовцев», социально-бытовые темы не вошли в творения художника. Если не считать того, что добро и зло в своем единстве и борьбе в те времена для жизни в СССР были темой практически бытовой. Работы Вечтомова, обращенные к вечным темам, с самых 1960-х отличала высокая декоративность. Порой она даже кажется чрезмерной. Кому-то это нравится, кто-то ставит ее в укор художнику, для которого действительно характерна очень тщательная прорисовка. Если фоновые градиенты, то с плавностью пульверизатора. Если геометрические символы, то с аккуратностью чертежника. Не посмотрев на год создания, можно заподозрить художника в хорошем владении современной программой визуализации Corel Painter. Но это все сделано давно и вручную, пусть без экспрессивных брызг и размашистого мазка, но кропотливо, сосредоточенно. Так, как это делали очень немногие шестидесятники, разве что Краснопевцев, Плавинский, Вейсберг.
Понятно, что каждый из «лианозовцев» шел своим путем в искусстве, но все же удивительно, насколько различаются идеи и средства их выражения у Вечтомова и того же Рабина. Можно попытаться найти общее в давящей атмосфере, нависающей угрозе, но это уже похоже на натяжку — слишком разные взгляды. Отвлекаясь, напомню версию, что сам термин «лианозовская группа» придумали не ее участники, а их «коллеги» в МОСХе, когда подбирали формулировки для исключения из своих рядов Евгения Кропивницкого. Тогда набор обвинений в формализме было модно приправлять участием в организованном «преступном» сообществе. Так что не стоит переоценивать термины. И уж если «лианозовская группа», то уж точно не «лианозовская школа».
Когда нужные некрологи опубликованы и прочитаны, жизнь заполняет пустоты.
Понятно, что со временем начинаются значительные рыночные корректировки стоимости живописного наследия. Цены на работы Николая Вечтомова даже в последние годы нельзя было назвать устоявшимися. Относительно четкого рыночного понимания того, сколько должны стоить его работы, не было, как не было и репрезентативных аукционных продаж. Небольшие реалистические натюрморты и пейзажи Вечтомова 1950-х годов до недавних пор стоили совершенно символические деньги и вряд ли теперь станут стоить значительно дороже. С художественной точки зрения они не интересны и зачастую сливаются с массой натурных работ социалистических реалистов. Соответственно, инвестиционного потенциала в них нет. Сюрреалистические абстракции Вечтомова — совсем другое дело. Сегодня за среднеразмерные холсты лучшего качества могут просить до 30–40 тысяч долларов. За сюрреалистическую абстрактную графику высокой степени проработки (а у Вечтомова она бывает очень декоративной) могут просить до 10–15 тысяч долларов. Вполне адекватная цена сегодня. Большие карандашные рисунки еще относительно недавно стоили около двух тысяч долларов. Сколько они будут стоить сейчас? Наверное, не меньше трех-четырех тысяч.
Еще раз повторим, что о рыночных ценах сейчас можно говорить лишь с очень высокой степенью условности. Но уже 15 июня на MacDougall’s должна состояться продажа, которая, возможно, введет первые публичные ценовые ориентиры для работ Вечтомова. На торги поступят две довольно показательные и высококачественные вещи из собрания Александра Глезера. Для графической композиции «Защита» 1972 года эксперты аукциона назначили эстимейт 4–6 тысяч фунтов. По мнению D, в результате торгов цена может увеличиться до 15 тысяч фунтов, то есть примерно до 30 тысяч долларов. Живописная композиция «Черное солнце» 1990 года — возвращение к той же излюбленной вечтомовской теме с острыми клинками, что и в «Защите». Декоративное полотно довольно большого размера эксперты аукционного дома оценили в 10–20 тысяч фунтов. По мнению D, цена составит примерно 25 тысяч фунтов. Для начала.
На чем основано это мнение? На субъективной оценке класса творчества, его силы, новаторства, декоративных характеристик. По всему получается, что место Вечтомова примерно в той же «лианозовской» обойме, по соседству с Немухиным. А если такое предположение верно, то пусть не сейчас, но в обозримом будущем живописи Вечтомова должны покориться нынешние немухинские отметки в 150–200 тысяч долларов. А пока с интересом будем следить за аукционом 15 июня. Что-то подсказывает, что результат может быть очень неожиданным.
https://artinvestment.ru/news/artnews/20070418_Vechtomov.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20070418_Vechtomov.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"