Второй передвижной аукцион современного искусства. Капля камень точит
ARTinvestment.RU   19 февраля 2013

17 февраля в Мультмедиа Арт Музее на Остоженке прошел Передвижной аукцион современного искусства, организованный Галереей «ЛитКабинет». Формально второй по счету, но можно сказать, что первый. Учитывая, что прошлый был отчаянно экспериментальный

В воскресенье, 17 февраля, в Мультмедиа Арт Музее на Остоженке прошел Передвижной аукцион современного искусства, организованный галереей «ЛитКабинет». Формально второй по счету, но можно сказать, что первый. Учитывая, что прошлый был отчаянно экспериментальный.

В этот раз многое сделано по уму: оптимальный день, правильное место и оригинальная подача. Так, впервые на моей памяти аукцион предварялся не борьбой за внимание кофе-машины, а перформансом. За полчаса до начала торгов начались сразу четыре перформанса. Знаменитая Елена Ковылина показала «Кариатиду». А параллельно шли еще четыре сюжетные линии, перекрещивающие мифы с притчами современности. В частности, в третьем «кадре» перформанса девушка выкладывалась на тренажере — беговой дорожке — на фоне экрана, на котором непрерывно бежала лента с продуктами на кассе супермаркета. Потребление и расплата, вечный бег, сизифов труд. Получилось смело, неожиданно, забавно. В фейсбук полетели обновления статусов, народ задумался, и полчаса пролетели незаметно.

  • Кадры первоманса Елены Ковылиной «Кариатиды» и перфомансов студентов школы PYRFYR
  • Кадры первоманса Елены Ковылиной «Кариатиды» и перфомансов студентов школы PYRFYR

К старту аукциона в зале собралось человек под 80. Для сравнения: на местных антикварных торгах в зале собирается обычно 20–30 человек. Неплохо, интерес есть. Но и завышенных ожиданий на сей счет быть не должно. Замечено, что для аукционов, которые проводятся в первый или второй раз, число присутствующих — это лукавый показатель: публики приходит много, но реально на покупки решаются единицы. Мы такое уже видели на примере, скажем, первых торгов «Российского Аукционного дома». И глаз в этом смысле уже наметан: не важно сколько, важно кто. В зале на Остоженке было много художников, их друзей, молодежи — словом, не покупатели вовсе, а скорее группа поддержки. Были и коллекционеры, но не много. И как водится, в первый раз пришли больше для разведки.

Торги длились чуть больше полутора часов. Всего было предложено 193 лота, с учетом трех снятых. 

Самым дорогим лотом торгов стал альбом Михаила Шемякина «Чрево Парижа», включающий 15 литографий 1977 года. За него отдали стартовую цену — 240 тысяч рублей. Листы из этого альбома часто бывают на аукционах, такая цена для них более-менее нормальна. Кстати, все практически покупали именно по старту. Спор возник разве что за «Венецианскую даму» — литографию Шемякина 1981 года (лот 188). При старте в 34 тысячи рублей она ушла за 45 тысяч. А самыми доступными по итогам аукциона стали лоты 133 и 134 — пара рисунков с гимнастами Марии Трусовой по 9 тысяч рублей за штуку. Аукцион проходил без «навесной» комиссии, поэтому покупатель оплачивал только «цену молотка».

Всего в зале было продано 17 лотов. Большинство покупок были сделаны предельно прагматично. Так, слева от меня сидел покупатель, который покупает и у Шишкина, и на других аукционах. Приятно смотреть: человек пришел с намеченной целью и хладнокровно взял несколько самых интересных вещей по вполне правильным ценам. В частности, купил хорошие рисунки Свешникова в диапазоне 50–72 тысяч рублей. Точечно и логично.

С другой стороны, логике поддавалось не все. Так, хорошая вещь Валерия Кошлякова по довольно хорошей цене почему-то не нашла своего покупателя. Скульптурный «мебиус» Вячеслава Колейчука за небольшие деньги тоже оказался непроданным, как и крепкая живопись Игоря Макаревича. Не вызвал борьбы хороший «Небесный Кремль» Сергея Ануфриева. Чем объяснить — не знаю. Коллекционеры современного искусства слишком консервативны в выборе места покупки? Или просто знают места, где можно купить дешевле? Или предпочитают перевести ситуацию в овертайм и купить в рамках постаукционных продаж? Вопросы, и еще раз вопросы.

Что понравилось?

Организационная техничность. Предаукционной выставки как таковой на Остоженке не было, поэтому устроители пошли на рискованный шаг: не ограничиваться показом фото на экране, а выносить все предметы в зал живьем. Несмотря на все неудобства и риски неразберихи. Только для того, чтобы зрители, не успевшие посмотреть лоты в галерее, могли получить представление о качестве живописи и габаритах. Да, другие аукционы тоже выносят лоты в зал, но далеко не все предметы — крупные вещи, как правило, остаются на стенах или вовсе за кадром. Чтобы не рисковать и не создавать сутолоки. Но в «ЛитКабинете» все получилось нормально. Помощники сработали слаженно, заминки были единичны. И скорее забавны. Например, перепутали очередность выхода двух абстракций Виктора Пушкина. Но оказалось, что иначе и быть не могло. Картины были из серии «Комедия ошибок».

Четкость ведения. Аукцион — это еще и формальная процедура. Нужно объявить лот, зафиксировать результат. При этом держать темп и не мешать участникам. Это тоже получилось. Вел, к слову, наш Константин Бабулин. Получается, что тут я лицо заинтересованное: похвалишь — сочтут за лесть. Но определенно скажу, что аукционист не мешал. А мне есть с чем сравнивать.

  • Второй передвижной аукцион современного искусства

Что можно было бы улучшить? Понимаю, что рассуждать на эту тему — это одно, а поди попробуй сделать. Тем не менее пожелания определенные есть:

Сбалансировать каталог. Да, он был значительно сильнее, чем в прошлый раз. Но и в этот раз среди 200 лотов крепкие вещи и известные имена соседствовали со средними работами малоизвестных художников. Причем отнюдь не по заманчивым ценам. Это мешает, так как люди привыкли к тому, что аукцион берет на себя селекционную работу. Можно было смело «выжать» каталог, оставив в нем 100 отборных вещей. Кроме того, нет смысла ставить в каталоге подряд 5–7 работ одного художника: есть риск, что not sold пойдут чередой и испортят настроение покупателям.

Ввести стринг доступного искусства (affordable art) — полезный прием, чтобы приучать новую публику к покупкам. Я точно знаю, что на аукционе присутствовали люди, готовые потратить 10–20 тысяч рублей на то, что просто понравилось. Но не 30 и не 50. И таким покупателям тоже нужно адресовать предложение. Пусть денег на этом аукциону не заработать, но аудитория расширяется.

Назначать привлекательные для покупателя цены, а не те, которые диктуют художники. Для тех, у кого ранее не было публичных продаж, хотелось бы более скромных стартовых цен. Задача-то, в конечном счете, продавать, а не тешить самолюбие авторов. Но тут возникает главная ловушка: как под реальные цены собрать с художников вещи для каталога? Может, тогда не с художников, а с более сговорчивых владельцев? Не совсем понятно как, но делать с этим что-то надо.

«Подстраховывать» продажи. Речь о том, чтобы до аукциона распределить, кто что покупает «по разнарядке». В частных беседах коллекционеры не скрывали, что на определенных условиях готовы были бы подстраховать «своих» художников. Для первых аукционов нужно договариваться о точечных «предварительных продажах». Другие приемы тоже хорошо известны — заочные ставки или выкуп вещей, чтобы не плодить not sold. И честно говоря, в этой практике нет ничего зазорного, особенно когда поднимается новая сложная тема. Камень никто не бросит.

Как оценить результат? Заметна позитивная динамика, хотя до коммерческого успеха еще далеко. В числе важных итогов торгов — проверка мифов и разрушение многочисленных непродуктивных иллюзий. В частности, у нас на форуме давно обсуждают отсутствие состязательных форм продажи как главную проблему рынка современного искусства (традиционного и актуального). Многие уверены, что как только появятся специализирующиеся на современном искусстве аукционы, то все начнет продаваться за большие деньги. И вот появляется конкретная практика — критерий истины. Почему не берут в драку? Уж не в ценах ли дело?

Вопросов — много. Пока ясно только одно. Формирование публичного рынка современного искусства и аукционной культуры в этом сегменте — это путь, не предсказуемый ни по расстоянию, ни по рельефу. Старожилы аукционного рынка не рискуют, памятуя, что в дороге кормить никто не обещал. И то, что впервые за долгие годы на российском рынке появились смельчаки, которые взялись продавать современное искусство, само по себе вызывает уважение. В России образца 2013 года неожиданно оказалось, что «ЛитКабинет» — первый и единственный сегодня аукцион, который специализируется на современном. И как поклонник современного русского искусства желаю ему удачи и дальнейшего прогресса.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20130219_litkabinet.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20130219_litkabinet.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх