- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Второй передвижной аукцион современного искусства. Капля камень точит
ARTinvestment.RU 19 февраля 2013
17 февраля в Мультмедиа Арт Музее на Остоженке прошел Передвижной аукцион современного искусства, организованный Галереей «ЛитКабинет». Формально второй по счету, но можно сказать, что первый. Учитывая, что прошлый был отчаянно экспериментальный
В воскресенье, 17 февраля, в Мультмедиа Арт Музее на Остоженке прошел Передвижной аукцион современного искусства, организованный галереей «ЛитКабинет». Формально второй по счету, но можно сказать, что первый. Учитывая, что прошлый был отчаянно экспериментальный.
В этот раз многое сделано по уму: оптимальный день, правильное место и оригинальная подача. Так, впервые на моей памяти аукцион предварялся не борьбой за внимание кофе-машины, а перформансом. За полчаса до начала торгов начались сразу четыре перформанса. Знаменитая Елена Ковылина показала «Кариатиду». А параллельно шли еще четыре сюжетные линии, перекрещивающие мифы с притчами современности. В частности, в третьем «кадре» перформанса девушка выкладывалась на тренажере — беговой дорожке — на фоне экрана, на котором непрерывно бежала лента с продуктами на кассе супермаркета. Потребление и расплата, вечный бег, сизифов труд. Получилось смело, неожиданно, забавно. В фейсбук полетели обновления статусов, народ задумался, и полчаса пролетели незаметно.
К старту аукциона в зале собралось человек под 80. Для сравнения: на местных антикварных торгах в зале собирается обычно 20–30 человек. Неплохо, интерес есть. Но и завышенных ожиданий на сей счет быть не должно. Замечено, что для аукционов, которые проводятся в первый или второй раз, число присутствующих — это лукавый показатель: публики приходит много, но реально на покупки решаются единицы. Мы такое уже видели на примере, скажем, первых торгов «Российского Аукционного дома». И глаз в этом смысле уже наметан: не важно сколько, важно кто. В зале на Остоженке было много художников, их друзей, молодежи — словом, не покупатели вовсе, а скорее группа поддержки. Были и коллекционеры, но не много. И как водится, в первый раз пришли больше для разведки.
Торги длились чуть больше полутора часов. Всего было предложено 193 лота, с учетом трех снятых.
Самым дорогим лотом торгов стал альбом Михаила Шемякина «Чрево Парижа», включающий 15 литографий 1977 года. За него отдали стартовую цену — 240 тысяч рублей. Листы из этого альбома часто бывают на аукционах, такая цена для них более-менее нормальна. Кстати, все практически покупали именно по старту. Спор возник разве что за «Венецианскую даму» — литографию Шемякина 1981 года (лот 188). При старте в 34 тысячи рублей она ушла за 45 тысяч. А самыми доступными по итогам аукциона стали лоты 133 и 134 — пара рисунков с гимнастами Марии Трусовой по 9 тысяч рублей за штуку. Аукцион проходил без «навесной» комиссии, поэтому покупатель оплачивал только «цену молотка».
Всего в зале было продано 17 лотов. Большинство покупок были сделаны предельно прагматично. Так, слева от меня сидел покупатель, который покупает и у Шишкина, и на других аукционах. Приятно смотреть: человек пришел с намеченной целью и хладнокровно взял несколько самых интересных вещей по вполне правильным ценам. В частности, купил хорошие рисунки Свешникова в диапазоне 50–72 тысяч рублей. Точечно и логично.
С другой стороны, логике поддавалось не все. Так, хорошая вещь Валерия Кошлякова по довольно хорошей цене почему-то не нашла своего покупателя. Скульптурный «мебиус» Вячеслава Колейчука за небольшие деньги тоже оказался непроданным, как и крепкая живопись Игоря Макаревича. Не вызвал борьбы хороший «Небесный Кремль» Сергея Ануфриева. Чем объяснить — не знаю. Коллекционеры современного искусства слишком консервативны в выборе места покупки? Или просто знают места, где можно купить дешевле? Или предпочитают перевести ситуацию в овертайм и купить в рамках постаукционных продаж? Вопросы, и еще раз вопросы.
Что понравилось?
Организационная техничность. Предаукционной выставки как таковой на Остоженке не было, поэтому устроители пошли на рискованный шаг: не ограничиваться показом фото на экране, а выносить все предметы в зал живьем. Несмотря на все неудобства и риски неразберихи. Только для того, чтобы зрители, не успевшие посмотреть лоты в галерее, могли получить представление о качестве живописи и габаритах. Да, другие аукционы тоже выносят лоты в зал, но далеко не все предметы — крупные вещи, как правило, остаются на стенах или вовсе за кадром. Чтобы не рисковать и не создавать сутолоки. Но в «ЛитКабинете» все получилось нормально. Помощники сработали слаженно, заминки были единичны. И скорее забавны. Например, перепутали очередность выхода двух абстракций Виктора Пушкина. Но оказалось, что иначе и быть не могло. Картины были из серии «Комедия ошибок».
Четкость ведения. Аукцион — это еще и формальная процедура. Нужно объявить лот, зафиксировать результат. При этом держать темп и не мешать участникам. Это тоже получилось. Вел, к слову, наш Константин Бабулин. Получается, что тут я лицо заинтересованное: похвалишь — сочтут за лесть. Но определенно скажу, что аукционист не мешал. А мне есть с чем сравнивать.
Что можно было бы улучшить? Понимаю, что рассуждать на эту тему — это одно, а поди попробуй сделать. Тем не менее пожелания определенные есть:
Сбалансировать каталог. Да, он был значительно сильнее, чем в прошлый раз. Но и в этот раз среди 200 лотов крепкие вещи и известные имена соседствовали со средними работами малоизвестных художников. Причем отнюдь не по заманчивым ценам. Это мешает, так как люди привыкли к тому, что аукцион берет на себя селекционную работу. Можно было смело «выжать» каталог, оставив в нем 100 отборных вещей. Кроме того, нет смысла ставить в каталоге подряд 5–7 работ одного художника: есть риск, что not sold пойдут чередой и испортят настроение покупателям.
Ввести стринг доступного искусства (affordable art) — полезный прием, чтобы приучать новую публику к покупкам. Я точно знаю, что на аукционе присутствовали люди, готовые потратить 10–20 тысяч рублей на то, что просто понравилось. Но не 30 и не 50. И таким покупателям тоже нужно адресовать предложение. Пусть денег на этом аукциону не заработать, но аудитория расширяется.
Назначать привлекательные для покупателя цены, а не те, которые диктуют художники. Для тех, у кого ранее не было публичных продаж, хотелось бы более скромных стартовых цен. Задача-то, в конечном счете, продавать, а не тешить самолюбие авторов. Но тут возникает главная ловушка: как под реальные цены собрать с художников вещи для каталога? Может, тогда не с художников, а с более сговорчивых владельцев? Не совсем понятно как, но делать с этим что-то надо.
«Подстраховывать» продажи. Речь о том, чтобы до аукциона распределить, кто что покупает «по разнарядке». В частных беседах коллекционеры не скрывали, что на определенных условиях готовы были бы подстраховать «своих» художников. Для первых аукционов нужно договариваться о точечных «предварительных продажах». Другие приемы тоже хорошо известны — заочные ставки или выкуп вещей, чтобы не плодить not sold. И честно говоря, в этой практике нет ничего зазорного, особенно когда поднимается новая сложная тема. Камень никто не бросит.
Как оценить результат? Заметна позитивная динамика, хотя до коммерческого успеха еще далеко. В числе важных итогов торгов — проверка мифов и разрушение многочисленных непродуктивных иллюзий. В частности, у нас на форуме давно обсуждают отсутствие состязательных форм продажи как главную проблему рынка современного искусства (традиционного и актуального). Многие уверены, что как только появятся специализирующиеся на современном искусстве аукционы, то все начнет продаваться за большие деньги. И вот появляется конкретная практика — критерий истины. Почему не берут в драку? Уж не в ценах ли дело?
Вопросов — много. Пока ясно только одно. Формирование публичного рынка современного искусства и аукционной культуры в этом сегменте — это путь, не предсказуемый ни по расстоянию, ни по рельефу. Старожилы аукционного рынка не рискуют, памятуя, что в дороге кормить никто не обещал. И то, что впервые за долгие годы на российском рынке появились смельчаки, которые взялись продавать современное искусство, само по себе вызывает уважение. В России образца 2013 года неожиданно оказалось, что «ЛитКабинет» — первый и единственный сегодня аукцион, который специализируется на современном. И как поклонник современного русского искусства желаю ему удачи и дальнейшего прогресса.
https://artinvestment.ru/invest/russia/20130219_litkabinet.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20130219_litkabinet.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей