6 причин, чтобы покупать сейчас Зверева
На наших глазах Зверев стремительно превращается чуть ли не в русского национального Пикассо. По меньшей мере — в трансляции смыслов, что рано или поздно имеет свойство конвертироваться в деньги
Причина № 1. На наших глазах Зверев стремительно превращается чуть ли не в русского национального Пикассо
Причина № 2. Лучшие работы Зверева сегодня сильно недооценены
Причина № 3. Подлинные работы Зверева обладают высокой ликвидностью
Причина № 4. Сегодня наконец-то доступны возможности достоверно разобраться с подлинностью работ Зверева
Причина № 5. Работы Зверева активно вовлечены в аукционный оборот
Причина № 6. С начала 2014 года ценовой индекс для творчества Зверева вырос на 12 %
Наверное, вы уже заметили по нашим аукционным отчетам, что с точки зрения бизнеса Анатолий Зверев (1931–1986) стал для Аукциона AI своего рода талисманом. Почти всякий раз участие его работ в торгах приносит удачу всему аукциону. Но есть и полдюжины вполне рациональных причин, по которым коллекционерам и инвесторам стоит сегодня внимательнее присмотреться к творчеству Зверева. Судите сами…
Причина № 1 (илл. 1). На наших глазах Зверев стремительно превращается чуть ли не в русского национального Пикассо. По меньшей мере — в трансляции смыслов, что рано или поздно имеет свойство конвертироваться в деньги. Это даже не столько параллель с новаторством, талантом, плодовитостью и склонностью к мистификациям, сколько описание формирующейся мировоззренческой ситуации. Помните, как в начале 2000-х общество и рынок негласно, но небезосновательно «назначили» Пикассо главным художником XX века? И вскоре в какой-то момент запустился механизм рыночных рекордов: «Мальчик с трубкой» за 104 миллиона долларов в 2004 году, а еще через шесть лет «Обнаженная на фоне бюста…» за 106 миллионов долларов. Пикассо был выбран главным модернистом, многообразие творчества которого органично впитало дух времени. И наше общество, похоже, тоже испытывает потребность выбрать художника, ярко воплощающего и транслирующего национальную идентичность. И такой фигурой становится Зверев. Самородок, талант, виртуоз, не праведник, но и не великий грешник, не богач, не стяжатель, бесшабашный артист — звезда рок-н-ролла в искусстве, превративший свою жизнь в нескончаемый перформанс. Плоть от плоти своего народа: любил выпить, в шашки играл, за «Спартак» болел. Человек, у которого в природе не было естественных врагов, кроме советской власти вообще и милиции в частности. В отличие от фигур первого русского авангарда и тем более мастеров официального искусства, Зверев никого локтями не расталкивал, по головам не шел, места не столбил, карьеры не делал, но при этом лихо вошел в историю русского искусства, сделав формально все, чтобы в нее не войти. Такой вот неприкаянный трагический скиталец и одновременно баловень судьбы. Россия искренне полюбила Зверева, как полюбила Высоцкого, Есенина, Врубеля (к слову, любимый художник Зверева). Сегодня работы Зверева есть в сотнях домов, и это еще одно веское доказательство всенародной любви. Его выставки привлекают тысячи зрителей. Пожалуй, только на Звереве, да на Яковлеве в 11 утра мне приходилось видеть залы, полные людей. Только в прошлом году было издано пять альбомов о любимом художнике. А до этого — минимум с десяток монографий. Вообще, по числу книг на русском языке со Зверевым вряд ли может состязаться хоть кто-то из шестидесятников. В Москве существует центр искусств его имени, и скоро собираются открыть музей Зверева.
Причина № 2 (илл. 2). Лучшие работы Зверева сегодня сильно недооценены. Текущий ценовой рекорд для творчества Зверева составляет 45,7 тысячи долларов; при всей культовости художника, это в 4–10 раз ниже, чем высшие цены на произведения других шестидесятников первого ряда. Вероятно, огромное количество созданных им произведений порождает иллюзию, что и шедевров на наш век хватит — торопиться некуда. К сожалению, это не так. Работ Зверева исключительного качества не так уж много, и они совсем редко появляются на рынке. Просить за шедевры могут 10–25 тысяч долларов и более. И в таких случаях, как говорила Верочка, «надо брать». И даже с существенной переплатой. Окупится. Сегодня многое указывает на то, что в обозримой перспективе цены на Зверева будут расти. К слову, в марте на спокойном аукционе VLADEY позднее, но неплохое масло Зверева было продано с борьбой и двукратным превышением эстимейта — почти за 21 тысячу долларов.
Причина № 3 (илл. 3). Подлинные работы Зверева обладают высокой ликвидностью. Я вам не скажу за всю Одессу, но вот, по текущей статистике нашего собственного Аукциона AI, вероятность продажи подлинной работы Зверева превышает 94 %. Практически из 18 работ Анатолия Тимофеевича, предлагавшихся на наших торгах, было продано 17. И как правило, с существенным превышением ожиданий. Единственный раз непроданной осталась очень симпатичная работа — и то потому, что резерв оказался великоват. Но это можно отнести на счет исключений, подтверждающих правило. А в целом ситуация довольно красноречива: в текущий топ-3 аукциона AI по количеству просмотров (основной критерий теоретического зрительского интереса) входит холст Гончаровой и два масла Зверева. А два первых места по количеству ставок (критерий практического интереса) — у Зверева. Настоящий любимец коллекционеров: как был, так остался. Что тут добавить?
Причина № 4 (илл. 4). Сегодня наконец-то доступны возможности достоверно разобраться с подлинностью работ Зверева. Подделки под Анатолия Тимофеевича — притча во языцех. Правда, есть мнение, что это, суть, искаженное продолжение перформанса, начатого самим художником еще лет тридцать назад. Подделки ведь были распространены еще при его жизни. Существуют свидетельства, что Зверев по доброте душевной сам «благословил» своих поддельщиков: «Старик, если придется туго — работай под меня». Ну, тут была хоть какая-то «романтика» и дух времени. А вот после перестройки этот процесс приобрел неконтролируемый и вульгарный характер: фальшивки стали массово лепить артели, ориентированные на иностранцев и местных неофитов. В результате за Зверевым закрепилась репутация «художника группы риска». Даже аукционные дома одно время опасались иметь дело с подписью «АЗ», не говоря уже о новичках.
К счастью, сегодня положение изменилось. Коллекционеры знают, что есть ряд уважаемых знатоков, которые знали Зверева, чувствуют Зверева и чьим мнением стоит заручиться перед покупкой, — Александр Кроник, Сергей Александров, Полина Лобачевская, Владимир Немухин и др. Но что касается бумаг, рынок, в том числе аукционы, без вопросов принимает работы, подтвержденные письменным экспертным заключением Валерия Силаева, который выдает их со своей печатью, подписью, номером и датой. Единственное, что стоит сделать перед покупкой, — удостовериться у Силаева, что он действительно выдавал заключение на конкретную работу. Ведь бумаги тоже подделывают. Ну и, конечно, для подписчиков нашей базы данных аукционных результатов доступны индикаторы инвестиционного риска, проставленные для ряда работ Зверева.
Причина № 5 (илл. 5). Работы Зверева активно вовлечены в аукционный оборот. Это безусловный плюс для инвесторов и признак здоровья и отменного «кровообращения» рынка. То есть художник интересен не узкой, а широкой группе коллекционеров и рабочего материала для торговли и постепенного роста цен существует достаточно. В нашей базе данных аукционных результатов зафиксировано более 800 аукционных событий. С корректировкой на объемы рынка русского искусства это можно сравнить с оборотами Пикассо или Уорхола. Понятно, что когда в год продается не 5–10, а 50–100 работ, то потенциал для роста гораздо выше. Конечно, нужно учитывать, что далеко не все работы, выставленные на аукционах, были, что называется, «правильные». Но сути это не меняет.
Причина № 6 (илл. 6). С начала 2014 года ценовой индекс для творчества Зверева вырос на 12 %. Да, отрезок слишком небольшой, утверждать на таких дистанциях ничего нельзя. Но тем не менее симптом ободряющий. Ведь до этого несколько лет ценовой индекс Artist’s ARTIMX у Зверева снижался. Накопился ли потенциал восстановительного роста? Очевидно — да. И запросто может оказаться, что именно сейчас мы находимся в начале нового цикла ценового роста. Тем более что, согласно индексу ARTIMXba-RUS, покупательская активность в сегменте русского искусства с начала года, вопреки ожиданиям, снизилась незначительно. Если бы она возросла, то о перспективах ценового роста можно было бы говорить куда более уверенно. Но тут уж как есть.
Все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно сломя голову бросаться скупать все подряд с подписью АЗ или АЗверев. Наоборот, самое время вспомнить общее правило: для инвестиционных целей нужно делать ставку на шедевры, а не на проходные вещи низкого и среднего качества. Именно произведения наилучшего качества более надежно и быстрее всего набирают в цене. То есть нужно обращать внимание на силу живописи, ценность периода, характерность темы, технику. Помнить, что живопись при прочих равных условиях растет в цене быстрее, чем графика. И еще крепче помнить, что для Зверева едва ли не больше, чем качество самих работ, актуальны вопросы подлинности. Приобретать вещи без силаевского заключения и из непроверенных источников — удел полностью уверенных в своих силах знатоков. Новичкам так рисковать точно не стоит. Словом, покупайте разборчиво и по правильным ценам. И в этом случае нужно редкостное невезение, чтобы через несколько лет получить отрицательную доходность при формирующейся позитивной конъюнктуре.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20140514_zverev.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20140514_zverev.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.