1925–1990
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Васильев (MON), Васильев-Мон
Скульптор, график, живописец, художник книги, театральный художник, реставратор
Родился 7 апреля 1925 в семье инженера и домохозяйки. В семье был еще брат Борис, старше Юрия на 4 года, оказавший на него большое влияние. Брат погиб на войне в 1944.
Учился (с перерывом) в Московском художественном училище памяти 1905 года. В 1940–1942 у А. Н. Чиркова, а в 1945–1947 — на театральном факультете у В. Шестакова. В 1942 поступил в военное Иркутское авиационное училище, которое закончил через год в звании сержанта; в 1943–1945 служил в 12 Гвардейском авиаполку авиамехаником, был легко ранен.
В 1947 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), после закрытия которого в 1948 перешел в Московский художественный институт им. Сурикова на живописный факультет. В эти годы много времени посвятил изучению теории живописи и технологии материалов. Окончил институт в 1953; дипломная работа «Возвращение из лагеря» экспонировалась на выставке дипломных работ в Академии Художеств.
В 1954 принят в Московский Союз художников. Работал в плакатной группе.
В 1954–1956 был членом комиссии по материалам в президиуме Худфонда СССР и председателем комиссии МОХФА по художественным материалам. В творчестве это был период, названный Васильевым неореализмом; в эти годы был создан ряд крупных сюжетных произведений: «Дон Кихот», «Леда», «Гомункул», «Старик и море», «Человек и арбуз» и другие.
В 1956 Васильев организовал первую в России выставку японской цветной гравюры в залах МОСХа.
В 1957 участвовал в Международной выставке VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, где познакомился и подружился с чешскими и польскими художниками, с московскими поэтами и писателями. Увлекся графикой — линогравюрой и монотипией, в этот и последующие годы сделал большую серию линогравюр.
В 1958 создал работы «Туманность Андромеды», «Любовь не угасает», «Собачий сон» и другие в серии «Ташизм», выполнил ряд портретов. В этом же году сделал первые абстрактные скульптуры по камню и дереву из будущей серии «Древние боги»
В 1959 создал костюмы и декорации к комедии В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского «Ничего подобного» в Театре драмы и комедии на Таганке. В этом же году осуществил монументальную работу по оформлению зала № 6 («Зал будущего») на ВДНХ в павильоне РСФСР. Начал работу над куклами из дерева, серия (около 40 кукол) впоследствии называлась «Мальвины».
В 1960 Васильев часто ездил в Пушкинский заповедник — село Михайловское, где дружеские узы связали его с замечательным писателем и музееведом С. С. Гейченко. В Михайловском художник проделал много реставрационных работ, был постоянным консультантом заповедника. В том же году — первый инфаркт после резкой критики на партбюро. После выздоровления Васильев сделал свои первые конструкции из проволоки, выполнил большую серию линогравюр.
В 1960–1965 основным источникам заработка художника была книжная графика. Васильев оформил около 10 книг: «Вчера и сегодня» Б. Слуцкого (1961); «Стих» А. Межирова (1960); книгу — ежегодный журнал «День поэзии» (1962); «Чистое течение» А. Рудницкого (1963); «Это было в Европе» И. Шотолы (1963); «Иду по земле» А. Гофмейстера (1964); «Стихи» Ж. Превер (1964); «Цвета борьбы» Могара (1964) и др.
В 1962 художник Владимир Богаткин помог Васильеву устроить выставку линогравюр в зале ЦДРИ. Выставка имела большой успех, но проработала всего один день.
В эти годы начался новый период в живописи — «Гармонии» — воплощение теоретических разработок художника о сочетании цвета. Появились такие работы, как «Три грации», «Демон», «Тамара», «Георгий», «Борьба миров», пробуждение», и другие.
В 1965–1971 Васильев оформил 7 спектаклей. В 1965 познакомился и подружился с главным режиссером Театра на Таганке Ю. П. Любимовым; оформил в его театре спектакли «Павшие и живые» (1965), «Пугачев» (1966); входил в состав художественного совета театра. В 1965 оформил экспериментальный спектакль «Поезда расходятся» в Театре имени Моссовета, а также «Страх и отчаянье Третьей империи» Б. Брехта в театре Ленинского комсомола.
В 1967 работал на Международном симпозиуме скульпторов по камню в г. Горжицы (Чехословакия). Там создал композицию из шести скульптур «Любовь». Получил премию и приглашение месяц отдохнуть в Праге.
В конце 1960-х — начале 1970-х Васильев выполнил много живописных произведений, графики, скульптуры по камню (известняк и мрамор) и по дереву, театральных работ. В частности, в 1969 в Малом театре работал над спектаклем «Бабьи сплетни» К. Гольдони. В 1971 были подготовлены интересные декорации и костюмы к спектаклю «Варвары» Горького (не состоялся).
В эти же годы в издательствах Токио (Япония) были изданы книги в оформлении Васильева: «Бесы» (1968), «Бедные люди» и «Белые ночи» (обе — 1970) Ф. М. Достоевского; «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» (все — 1970) А. С. Пушкина; «Сокровенный человек», «Джан» (обе —1971) А. П. Платонова.
В 1971 осуществил первые поездки в музей-усадьбу Поленово, где состоялось знакомство с писателем и директором музея Ф. Д. Поленовым, с которым впоследствии художника связали теплые дружеские отношения. В Поленово Васильев осуществлял реставрационные работы в музее.
В 1972 состоялась первая поездка в Японию, в Иокогаму, по приглашению мэра города. Под впечатлением от поездки художник создал большое количество живописных работ, в частности «Фудзи-сан», «Белые розы Иокогамы», «Залив Исигаки» и другие.
Лето 1973 по приглашению С. С. Гейченко художник провел в Петровском, занимаясь реставрацией. После этой поездки были написаны три полотна под названием «Новеллы Петровского». В том же году в Японии вышли две книги в оформлении Васильева: «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «О любви» В. Фролова.
В начале 1974 перенес тяжелый инсульт, много времени провел в больнице и санатории. Но и в этом году было много графики — акварели, рисунков. В конце года выполнены две большие скульптуры: «Большая семья» (мрамор) и «Лесной царь» (дерево).
7 и 8 апреля 1975 (всего два дня) к 50-летию Васильева его семья в виде подарка устроила домашнюю выставку в своей квартире. Эта выставка оказалась единственной: при жизни у Васильева не было ни одной персональной и даже групповой выставки живописных работ в России. В том же году художник закончил большое полотно «Загрязнение» («Полющин»), а также создал огромное количество небольших работы под общим названием «циклотроны». В Японии вышла книга «Русские классики»: А. С. Пушкин («Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»); Н. В. Гоголь («Ревизор», «Шинель») и И. С. Тургенев («Первая любовь» и «Рудин»).
Ранней весной 1976 художник по приглашению своего друга Хироси Кимура вновь побывал в Японии (Иокогама). Там он создал скульптуру «Внутренняя сила» (иранский оникс). По возвращении из Японии художник в течение четырех лет вместе с семьей жил в «Доме-Башне Рихтера». Этот своеобразный дом стоит в густом лесу на краю обрыва над Окой. Под впечатлением тихой жизни на Оке в 1977 создана живописная работа «Созерцание», серия скульптур из известняка и серия небольших акварелей.
Третья поездка в Японию состоялась в 1978. В Иокогаме японские друзья устроили Васильеву персональную выставку живописи, графики и скульптуры в здании городского музея. В Иокогаме же созданы две бронзовые скульптуры; одна из них, «Модель» (или «Лежащая на боку»), находится у скульптора Иноуэ-сан, другая — «Нежность» (или «Любовный напиток») — стоит в приморском парке города Иокогамы.
В 1979 Васильев предпринял поездку во Францию для участия в международном симпозиуме по скульптуре в г. Вудрой (Нормандия). Созданная в Вудрое скульптура «Гармония» (известняк, 200 х 150 х 250) поставлена на городской площади возле вокзала. Этот год во Франции был объявлен годом скульптуры. В Париже и других городах проходили международные выставки. Васильев тоже был представлен двумя работами: «Таинственный шепот» (амурский бархат) и «Дружная семья» (яблоня, окрашенная в темный цвет). После работы на симпозиуме месяц провел в Париже. По возвращении в Москву осенью написал большую работу «Новое зарождение» и четыре картины из серии «Деньги»: «Трагедия», «Комедия», «Драма», «Даная».
Весной 1980 успел написать большую картину «Грусть». Больше в этот год Васильев ничего не писал, потрясенный смертью Владимира Высоцкого, с которого он снял посмертную маску. Зимой создана скульптура «Жизнь» (красное дерево, 225 х 50 х 40).
В 1981 в театре «Традиционный» (Токио) создал оформление спектакля А. Чехова «Чайка», отмеченное в японской прессе.
Весной 1982 закончил давно задуманную картину «В космосе» (или «Среди миров»), а осенью — картину «Молитва». В конце октября перенес инфаркт, долго лечился в больнице и санатории.
На лето 1983 поселился в дачном кооперативе «Советский художник» в поселке Пески под Коломной. За лето сделал скульптуры «Юность» (мрамор) и «Амазонка» (известняк). В конце года написал предпоследнюю большую работу «Реквием».
В 1984 по приглашению А. В. Эфроса, в то время главного режиссера Театра на Таганке, оформил пьесу Горького «На дне». Эта работа была замечена и оценена московской прессой. В том же году закончил скульптуры «Сны» (мрамор) и «Леда» (известняк).
К 1985 относятся полотно «Гамлет» — последняя крупная картина — и скульптуры «Реквием» (известняк), «Волна» (полосатый орлец), «Ночное» (черный базальт».
В 1986–1987 безвыездно поселился в Песках. В творчестве Васильева это были скульптурные годы: «Паганини» (белый мрамор), «Музыка» (белый мрамор), «Двое» (орлец полосатый), «Тайна осени» (известняк), «Идиллия» (белый мрамор), «Сон» (орлец палевый полосатый), «Песня» (белый мрамор), «Памятник предкам» (серо-голубой мрамор).
В 1988–1989 создал иллюстрации к сказкам Л. Н. Толстого (книга вышла в Токио в 1988), скульптуры из белого мрамора «Медведица», «Юность», «Сон».
В 1990 здоровье художника резко ухудшилось. Последние работы Васильева —маленькая скульптурка «В покое» (мрамор) и два рисунка: «Глаз» (синий фломастер) и «Автопортрет» (синий фломастер).
Умер 29 октября в московской больнице.
Выставки
1948
Выставка учебных дипломных работ студентов в Академии Художеств СССР
1950
Отчетная выставка студентов во Владимире
1953
Выставка Дипломных работ в Академии Художеств СССР. Выставка молодых художников в ЦДРИ
1954
Первая выставка молодых художников
1955
Вторая выставка молодых художников
1956
Третья выставка молодых художников
1957
Четвертая выставка молодых художников
Всесоюзная выставка, посвященная 40-летию Октября
Выставка московских художников в Манеже «Советская Россия»
Выставка произведений молодых художников к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве (награжден дипломом)
Международная выставка «Миру — мир» (Лейпциг, ГДР)
Пятая молодежная выставка в Москве
1959
Международная выставка «Планета» (Брно, Чехословакия), выставкаграфических произведений Ю.В.Васильева в ЧССР (галерея Dum umeni, Брно)
Выставка «Советская Россия» в Манеже
1960
Выставка «15 лет победы над Германией»
Третья выставка эстампа
Международная выставка «За мир» в Москве
Выставка «Советская графика» в США и Канаде
1961
Выставка московских художников, посвященная XXII съезду КПСС
Выставка «За мир и разоружение» в Академии Художеств СССР
1962
Однодневная выставка «Графика Юрия Васильевича Васильева» в малом зале ЦДРИ
Выставка «30 лет МОСХа»
1965
Однодневная выставка в Центральном Доме литераторов
1966
Выставка «25 лет со дня разгрома немцев под Москвой». Манеж
1967
Выставка на международном симпозиуме скульптуры по камню (Горжицы, Чехословакия)
Выставка «Советский спорт» во Дворце спорта
1978
Персональная выставка в Иокогаме (Япония)
1979
Выставка в Париже «Год скульптуры». Участие в международном симпозиуме скульптуры в г. Вудрой (Франция)
1980
Международная выставка «Скульптура под открытым небом» в Иокогаме (Япония)
1981
Выставка костюмов и театральных эскизов к спектаклю «Чайка» А. П. Чехова в театре «Традиционный» в Токио (Япония)
1984–1987
Отчетные двухдневные выставки художников, живущих в дачном кооперативе «Советский художник» в поселке Пески
1988
Выставка в Доме Художника «50 лет Пескам», посвященная творчеству трех поколений художников, живших в дачном кооперативе «Советский художник» в поселке Пески под Коломной
1991
Выставка «“Другое искусство” Москва. 1956–76» (ГТГ, Москва)
Всесоюзная выставка в Манеже «Советская Россия»
Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе