В Эрмитаже открылась выставка «Линия Рафаэля. 1520–2020»
ARTinvestment.RU   11 декабря 2020

Выставка прослеживает взаимосвязи между творчеством Рафаэля и работами художников, которые им вдохновлялись последние пять столетий, — от Рубенса и Пуссена до Иванова и Венецианова, от Пикассо и Коро до современных авторов

10 декабря в залах Невской парадной анфилады Зимнего дворца открылась выставка «Линия Рафаэля. 1520–2020», приуроченная к 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти (1483–1520) и посвященная феномену его влияния на европейское искусство с XVI века и до наших дней.

Выставка организована Эрмитажем при участии Британского музея, Музея Альбертина, Лондонской Национальной галереи, Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, Государственного музея-заповедника «Царское Село», Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Собрания икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, частных коллекционеров.

Рафаэль — самый влиятельный художник Нового времени. На протяжении пяти столетий маньеристы и академисты, караваджисты и мастера барокко, романтики и модернисты неизменно соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Он воспринимался как воплощенный идеал, художник совершенной и светлой гармонии, объединяющей духовное и земное. Его ассоциировали с образом золотого века, в нем видели реинкарнацию легендарного античного художника Апеллеса и даже сравнивали с Иисусом Христом. Искусство Рафаэля — образец для подражания для одних, предмет бунтарского отрицания или игривой иронии для других, стало одной из точек отсчета европейской культуры.

В качестве центральной метафоры выставки выбрана линия — воплощение взаимосвязи, традиции, диалога. Эта линия соединяет произведения Рафаэля, Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссена, Рубенса, Менгса, Иванова, Венецианова, Энгра, Коро и Пикассо — и далее, вплоть до художников наших дней. Параллели и подчас неожиданные сопоставления европейских и русских школ построены не только на хрестоматийных произведениях великого урбинца и знаменитых наследников, но и на менее известных работах из фондов Эрмитажа, показанных впервые. Череда последователей Рафаэля, связанных узами художественной преемственности, уподоблена генеалогической линии — веренице потомков, восходящих к одному родоначальнику. Воспринять ее как целое, попытаться понять значение не только в искусстве, но и во всей европейской культуре — одна из задач выставки.

В масштабную экспозицию вошло более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из коллекций Эрмитажа и двенадцати собраний России и Западной Европы. Среди главных премьер — восемь монументальных фресок школы Рафаэля из собрания Эрмитажа, которые впервые предстанут публике после начатой в 2015 году реставрации, открывшей подлинную авторскую живопись. Фрески украшали лоджию виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме в Риме и были созданы художниками мастерской Рафаэля вскоре после смерти мастера в 1520 году под руководством его любимого ученика Джулио Романо. Именно руке Джулио Романо принадлежит единственный сохранившийся фрагмент оригинального картона к одной из фресок лоджии — «Венера и Адонис». Среди авторов стенных росписей Палатинской виллы помимо Джулио Романо могли быть Джанфранческо Пенни, Перино дель Вага, Джованни да Удине и Полидоро да Караваджо. В основе фресок — композиции Рафаэля, созданные несколькими годами ранее. Их главные герои — Венера и Амур, а центральная тема — любовь во всех ее проявлениях, от возвышенных до низменных, и ее всепобеждающая сила. На выставке рядом с фресками экспонируются подготовительные рисунки и фрагменты картонов к ним из собрания Британского музея и Альбертины — художественная кухня школы Рафаэля.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20201211_rafael_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20201211_rafael_hermitage.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх