- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
«Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском музее
ARTinvestment.RU 11 июня 2019
С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина — полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
ГМИИ им. А.С. Пушкина покажет одну из наиболее значительных коллекций искусства европейского модернизма, охватывающую важнейшие художественные течения конца XIX — начала ХХ века. Беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка займет практически все пространство музея. Проект представит историю формирования коллекции Сергея Щукина через его личность, биографию семьи и культурно-исторический контекст, который помогут воссоздать собрания братьев — Петра, Дмитрия и Ивана. В экспозицию войдут знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Задача выставки — показать одно из крупнейших мировых собраний максимально полно. Разделенная в 1948 году между московским и петербургским музеями коллекция воссоединится на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина, что станет ярчайшим событием для российской культуры.
Сергей Иванович Щукин (1854–1936) происходил из московской купеческой семьи. Собирательством живописи он увлекся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы коллекционированием с молодости. Дмитрий, Пётр и Иван были наделены особым чутьем, и каждый из них в той или иной степени повлиял на характер коллекционирования Сергея. Первые залы выставки посвящены братьям Щукиным и образам их коллекций. Пётр Щукин собирал исторические реликвии, ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Его коллекция, ставшая важнейшей частью Государственного исторического музея, была эклектична и настолько разнопланова, что нередко вызывала скептическое отношение современников. Но вместе с тем Пётр одновременно с Сергеем открыл для себя новую французскую живопись. Дмитрий Щукин — вдумчивый, просвещенный коллекционер и тонкий знаток истории искусств — собирал произведения старых мастеров, отдавая особое предпочтение голландским живописцам XVII века. Залы искусства Голландии в ГМИИ им. А. С. Пушкина в значительной степени сформированы из произведений, принадлежавших Дмитрию. Самый младший из братьев, Иван Щукин все еще мало изученная фигура. Он был человеком разносторонних дарований, знатоком Парижа и парижской жизни, его художественно-литературный кружок «Щукинские вторники» посещали яркие представители богемы. Именно младший брат ввел Сергея в художественную среду и привлек его внимание к современному французскому искусству. Не справившись с соблазнами французской столицы, Иван покончил жизнь самоубийством. На выставке будет показана лишь небольшая часть произведений, некогда принадлежавших Ивану Щукину, — из-за частых финансовых затруднений он был вынужден продавать свои собрания. Парадоксально, но большинство сведений о коллекциях Ивана сохранилось только за счет их утраты — в каталогах аукционных распродаж.
Коллекция Сергея Щукина — ось выставки. Вкус Щукина сформировался не сразу. Многоплановость его пристрастий в первые годы собирательства демонстрирует диапазон интересов, достаточно типичный для московских предпринимателей той поры. Первые произведения импрессионистов, приобретенные в 1898 году, положили начало собранию, с которым Сергей Щукин вошел в историю как коллекционер радикальной живописи, собравший произведения, без которых уже невозможно представить историю искусства ХХ века. Такие качества, как интуиция, способность к риску, готовность приобретать работы художников, не имеющих стабильного признания и еще не завоевавших мир, позволили Щукину стать заметным на фоне западных собирателей рубежа XIX и ХХ веков. Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые должны были нравиться, а те, что его будоражили и задевали, осваивал искусство новых художников. В коллекционировании Щукин шел против общепринятых вкусов. Начав с приобретения довольно традиционных пейзажей, менее чем за 20 лет Сергей Щукин сформировал одно из лучших в мире собраний новой французской живописи. Характер этой коллекции определяют революционные произведения, поворотные для русского художественного процесса и для мирового искусства ХХ века в целом.
Центральная часть экспозиции — «реконструкция» коллекции Сергея Щукина, она воссоздает путь и логику собирателя, позволяет увидеть, как формировался и менялся его вкус. Каждому большому увлечению коллекционера посвящен отдельный зал.
Клод Моне и импрессионисты. После приобретения первой импрессионистской работы в 1898 году («Скалы в Бель-Иль» Клода Моне) на протяжении шести лет Щукин покупал картины представителей этого направления и собрал в общей сложности более 50 первоклассных полотен О. Ренуара, Э. Дега, К. Моне.
Поль Гоген. Новое увлечение фиксировало резкий поворот в манере собирательства Сергея Ивановича. В этот период в доме коллекционера появились наполненные глубоким духовным содержанием таитянские картины Гогена. Композиция из плотно развешенных на стенах 16 полотен производила впечатление монументальной фрески. Плотность этого экспонирования, очевидно, была связана не только с характерной для того времени шпалерной развеской, но и с тем, что Щукин интуитивно понял синтетическую природу творчества Гогена. Критик и искусствовед Яков Тугендхольд, составивший каталог коллекции С. И. Щукина, назвал эту инсталляцию «гогеновским иконостасом».
Следующим увлечением Сергея Щукина стал Анри Матисс, в ту пору лидер фовизма — наиболее радикального из современных живописных течений. Собирая произведения А. Матисса, Щукин стремился следовать логике самого художника и выбирал лапидарные, лаконичные, новаторские в своей простоте вещи: «Игра в шары» (1908), «Красная комната» (1908), «Нимфа и сатир» (1909). Кульминация этих покупок — декоративные панно «Танец» и «Музыка», которые и для художника, и для коллекционера были смелым решением и художественной декларацией. Во многом благодаря Сергею Щукину Россия располагает уникальной коллекцией раннего Матисса: московскому коллекционеру принадлежало 37 живописных произведений мастера.
Пабло Пикассо. Сергей Щукин — один из немногих в России, кто оценил этого художника и стал крупнейшим в мире коллекционером его творчества. Он был обладателем 51 работы мастера — больше в те годы не было ни у кого из частных собирателей. Будучи пристрастным и избирательным, Щукин оставлял целые периоды в творчестве мастера без внимания. Он отдавал предпочтение раннему Пикассо, радикальному и примитивному, обозначившему новое художественное направление — кубизм. Выполненные в коричнево-зеленой гамме картины Пикассо были плотно развешены в небольшой комнате и производили колоссальное впечатление на публику.
В 1912 году Сергей Щукин приобрел полотна художника-самоучки Анри Руссо, которым восхищались парижские авангардисты. Последним увлечением коллекционера стал крупный французский художник Андре Дерен, значимость которого Щукин разглядел задолго до того, как его «распробовали» европейские коллекционеры и публика. В 1920-е Дерен стал очень востребованным, но полет вдохновения ушел. Щукин застал его творчество в самую яркую и интересную эпоху. Приобретения работ Дерена в 1913–1914 годах были сделаны на излете формирования коллекции. Начало Первой мировой войны и последующая эмиграция Сергея Ивановича во Францию положили конец его собирательской деятельности.
«Танец» Анри Матисса. Кульминационной точкой в развитии собрания является масштабное декоративное панно, выполненное по заказу Сергея Щукина. Эту картину, осмеянную, не принятую публикой, коллекционер сначала отказался забирать. Но, веря в правоту Матисса, Щукин в очередной раз преодолел себя и пошел против вкусов публики. Он вернулся к своему первоначальному замыслу и разместил панно в своем особняке на самом видном месте — на лестнице. Щукин сделал «Танец» Матисса символом своей коллекции, предвидя значимость одного из ярчайших произведений ХХ столетия. Архитектурное решение выставки воссоздает образ коллекции Сергея Щукина, которая располагалась в интерьерах его особняка. Панно «Танец» будет представлено отдельно в самом большом пространстве Пушкинского музея — в Белом зале, как главный акцент в истории развития коллекции Сергея Щукина и его собирательского мировоззрения.
К выставке изданы альбом-каталог и биография «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров» (автор Наталия Семенова), подготовлены образовательная и инклюзивная программы, разработан маршрут «По Щукинской Москве» для мобильного приложения «Узнай Москву».
Кураторская группа: Марина Лошак, Наталья Александрова, Александра Данилова, Светлана Загорская, Виталий Мишин, Алексей Петухов, Анна Познанская, Вадим Садков
Научный консультант выставки: Наталия Семенова
Приглашенный куратор выставки: Андре-Марк Делок-Фурко
Состав выставки: всего более 450 произведений — живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные материалы; среди них около 150 произведений живописи и скульптуры из коллекции Сергея Щукина, в том числе картины К. Моне (13 работ), П. Сезанна (7 работ), П. Гогена (13 работ), А. Матисса (24 работы), П. Пикассо (24 работы), А. Дерена (13 работ) и А. Руссо (5 работ).
Музеи-участники: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Государственный музей Востока, Музеи Московского Кремля, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Музей изобразительных искусств (Будапешт).
Источник: pushkinmuseum.art
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20190611_schukin_collection_gmii.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20190611_schukin_collection_gmii.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор