Art Investment

Борис Смирнов-Русецкий: идущий

Выставка организована галереей «Веллум» и галереей «Центр искусств. Москва» при поддержке Российского Фонда культуры и Федерального агентства по туризму РФ

10 октября открывается выставка работ Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905–1993), художника, ученого, мыслителя и визионера, последователя Николая Рериха, участника легендарной группы «Амаравелла». Выставка носит то же название, что и автобиографическая повесть Смирнова-Русецкого «Идущий», изданная уже после его смерти.

Выставка «Борис Смирнов-Русецкий: идущий» — один из самых масштабных проектов последних лет, посвященных художнику. В экспозиции будет представлена полная ретроспектива творчества мастера, в том числе ранние работы 1920-х годов, произведения периода «Амаравеллы», знаменитый цикл «Прозрачность», работы из Алтайской серии, и посвященные Валааму; полотна, созданные в период ссылки в северном Казахстане, — из российских музейных и частных собраний. Основу экспозиции составили работы Бориса Смирнова-Русецкого из коллекции руководителя галереи «Веллум» Любови Агафоновой; также на выставке представлены произведения из собраний руководителя «Центра искусств. Москва» Андриана Мельникова, Василия Малышева (Уфа), Якова Уринсона, Юрия Борзыкина (Москва).

В чем загадка постоянной востребованности творчества Смирнова-Русецкого? Его полотна — строгие и лаконичные, на которых наша реальность словно тает, истончается, превращаясь в видение иной, бесконечно прекрасной вселенной, — неизменно привлекают и завораживают все новые поколения исследователей и коллекционеров. Возможно, причина — в прикосновении к чему-то большему, чем простое отражение окружающего мира, что удалось художнику, прожившему долгую и сложную жизнь.

Борис Алексеевич Смирнов, ставший известным под псевдонимом Смирнов-Русецкий, родился в Петербурге в январе 1905 года в семье офицера. После переезда семьи в Москву учился в гимназии «Петерпаульшуле» и в 1922 году поступил в Московский инженерно-экономический институт (это «отклонение» от стези профессионального художника в будущем помогло Смирнову-Русецкому выжить, будучи отлученным от живописи). Художественная одаренность и поддержка родственников, тесно связанных с миром искусства, позволили ему открыть для себя путь живописца и достаточно рано определить собственные творческие ориентиры: Николай Рерих, Василий Кандинский и Микалоюс Чюрленис.

В начале 1920-х годов Борис Смирнов-Русецкий знакомится с художником Петром Фатеевым; их встреча в будущем приведет к возникновению группы «Амаравелла» — наиболее значительного объединения русских художников-космистов. К 1923 году относится начало переписки Смирнова-Русецкого с Кандинским, которая продолжалась до 1929 года. В ней художники обсуждали философскую, духовную и религиозную основу творчества. Тогда же, в 1923 году, после выставки в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина), на которой были представлены работы Смирнова-Русецкого, состоялось его знакомство с художниками Александром Сарданом (Барановым) и Верой (Руной) Пшесецкой, позднее, в 1927 году, также вошедшими в «Амаравеллу».

В 1926 году Смирнов-Русецкий встречается с приехавшим в Россию Николаем Рерихом. Тогда же происходит окончательное становление группы «Амаравелла», творческим идеям которой художник не изменил до конца жизни. По рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступает во ВХУТЕМАС, где учится на отделении графики у И. Нивинского, В. Фаворского и Н. Куприянова. В 1927 и 1928 годах работы Смирнова-Русецкого представлены на выставках в Нью-Йорке и Чикаго, до этого художник экспонирует свои картины на выставке «Маковца» во ВХУТЕМАСе.

1920-е годы стали для Бориса Смирнова-Русецкого самым плодотворным периодом, полным замыслов, планов и прозрений. Именно тогда в его творчестве возникли многие важные для него темы-циклы, в том числе «Прозрачность» и «Космос». Гораздо позже, в 1950–70-е годы художник возвращался к тому, что открылось ему в начале творческого пути, восстанавливал по памяти утраченные работы и невоплощенные замыслы.

К концу двадцатых годов назрел конфликт художников «идеалистического» направления, к которым относился Смирнов-Русецкий, с формалистами и АХРРовцами. С этого момента работать становится все сложнее, а участвовать в выставках практически невозможно. Борис Смирнов-Русецкий продолжает создавать картины для себя, их видит только небольшой круг единомышленников. В 1941 году художник был арестован. Приговор: десять лет лагерей, пожизненная ссылка за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К.». В 1954 году — амнистия и реабилитация. После освобождения художник восстанавливает цикл этюдов «Снегурочка», написанный в заключении на клочках бумаги, — это самые пронзительные и сказочные его работы, выполненные маслом.

«Космизм» в русской живописи не связан напрямую с исследованием космоса, хотя Николай Рерих, Константин Богаевский, Борис Смирнов-Русецкий разрабатывали это направление именно тогда, когда совершал свои открытия Константин Циолковский. В отличие от восприятия образа «вселенской бездны» как грозного дыхания грядущих катастроф, характерного, к примеру, для Богаевского, Смирнов-Русецкий в своих работах, созданных в напряжённой атмосфере художественных и философских исканий первой четверти ХХ столетия, впитавших в себя наследие русского символизма, создает радостную атмосферу сопричастности великим ритмам мироздания, «прозрачности» природы, грезящей о небе.

Источник: пресс-релиз галереи «Веллум»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20181005_Vellum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20181005_Vellum.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».