Выставка к 125-летию Эрте в Питере
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства в сентябре представит выставку произведений Эрте и его современников — Альфонса Мухи, Натальи Гончаровой, Льва Бакста, Сальвадора Дали и др.
Выставка «Эрте и современники. Жизнь в стиле ар-деко» приурочена к 125-летию со дня рождения Эрте — Романа Петровича Тыртова (1892, Санкт-Петербург — 1990, Париж). Блистательный художник, сценограф, модельер стал одним из главных героев эпохи ар-деко. Он прожил долгую творческую жизнь, то входя в моду, то выходя из нее вместе со сменой стилей и общественных настроений. Фантастическим триумфом Эрте стала выставка в музее Метрополитен под названием «Эрте и современники», которая возвела здравствующего и активного художника в пантеон классиков мирового искусства. К 50-летию легендарного события Арт Холдинг Татьяны Никитиной и Театральный музей создали выставку-парафраз, повторяя не только название, но и концепцию Нью-Йоркской экспозиции.
Эрте не просто художник одной манеры, он и есть суть стиля ар-деко. Эрте — это тонкие силуэты, роскошные ткани, текучая пластика линий, сочные тона и удивительные сочетания красок. Он и сам был похож на свои рисунки: невысокого роста, очень тонкий и грациозный, всегда щегольски одетый. По словам современников, Эрте выглядел как нечто среднее между ожившей модной картинкой и иллюстрацией к поэтическому сборнику.
По эскизам Эрте с удовольствием одевались самые знаменитые актрисы американского кино первой половины XX века — Норма Ширер, Эллис Терри, Марион Дэвис, Клодетт Кольбер, Полетт Дюваль, Мэй Мюррей, Лилиан Гиш, Полин Старк. Его чувство моды было уникальным. Еще в 1921 году Эрте первым представил платье с ассиметричным декольте — сейчас без этой модели моду невозможно себе представить. В 1929 году он, создавая эскизы к очередной театральной постановке, избрал для мужских костюмов бархат, шелк и парчу — ткани, в то время немыслимые для мужской моды, хотя и вполне обычные в XVIII веке. Костюмы были столь удачны, что с тех пор даже самые консервативные модные дома используют эти материалы для мужских моделей.
Во время Второй мировой войны Эрте продолжал работать для сцены, оформляя спектакли во французских и американских театрах. Интерес к его рисункам почти пропал: в тяжелые военные годы утонченная красота графики Эрте смотрелась анахронизмом, а после войны интерес публики захватили новые течения. Однако Эрте оставался верен себе. Как он утверждал, у истинной красоты всегда есть ценители, а у его творчества всегда будут поклонники. В 1960-е годы Эрте увлекся новым для себя жанром — скульптурой. Его изысканные девушки похожи на знаменитых красавиц прошлого, знакомых и подруг Эрте.
В 1967 году Музей Метрополитен купил в свою коллекцию 170 работ Эрте, а затем экспонировал сто из них на выставке. Поскольку правилами музея было запрещено устраивать персональные экспозиции ныне живущих художников, выставку назвали «Эрте и современники». Вместе с ним демонстрировались произведения Льва Бакста, Натальи Гончаровой и других художников, повлиявших на мировую моду. Выставка имела огромный резонанс — имя Эрте снова гремело по всему миру. В этот период Эрте познакомился с Энди Уорхолом. Удивительно, но еще недавно считавшийся морально устаревшим стиль Эрте произвел на Уорхола огромное впечатление: простота и фантазия, лаконичность и яркая палитра графики Эрте оказали заметное влияние на манеру позднего Уорхола.
Вдохновленный новым успехом, Эрте решил перевыпустить свои ранние графические серии. В 1968 году были выпущены «Числа», затем «Шесть драгоценных камней», «Четыре сезона», «Четыре туза» и самая его знаменитая серия — «Алфавит», созданная еще в двадцатых годах. Рисунки стали столь популярны, что фрагменты серии стали настоящими эмблемами нового времени, по всему миру их печатали на полотенцах, кружках, майках и тарелках.
На выставке в Театральном музее вместе с работами Эрте — скульптурой, сериографией и рисунками из частной коллекции Юрия Флейшмана — будут представлены работы его современников Альфонса Мухи, Натальи Гончаровой, Льва Бакста, Сальвадора Дали, Жореса Мачадо, а также его последователей — Арсена Аветисяна, Карлы Толомео, Беллы Матвеевой и других художников, продолжающих вглядываться в изысканную красоту стиля ар-деко.
Источник: theatremuseum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20170811_Erte_exhibition_in_SPb_theatre_museum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20170811_Erte_exhibition_in_SPb_theatre_museum.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.