Архитектурные рисунки из коллекции Эрмитажа и собрания С. Чобана
В Главном штабе открыта выставка «Библиотека архитектуры», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Фондом Сергея Чобана.
На экспозиции представлено более 80 архитектурных рисунков XVIII — XXI веков из собраний Государственного Эрмитажа и Сергея Чобана.
Коллекции собранных со всего света архитектурных жемчужин были представлены в ансамблях парков Монсо, Сансуси, Стоу. Императрица Екатерина II разместила свое собрание в Царском Селе, в парковом ансамбле, созданном в 1770–80-е годы. Екатерининское «коллекционирование архитектуры» распространялось не только на здания, но и на бумажные материалы о них — архитектурная библиотека императрицы Екатерины II если и не была всеобъемлющей, то насчитывала по меньшей мере несколько тысяч специальных книг и увражей. Галерея и библиотека монарха, помимо удовлетворения любопытства владельца, носила репрезентативный характер, задавала тон и стиль работающим при дворе архитекторам. Так «бумажная» библиотечная архитектура порождала архитектуру настоящую.
Задача выставки — сопоставить рисунки, позаимствованные из собраний разных типов: живой развивающейся коллекции практикующего архитектора Сергея Чобана, насчитывающей чуть более десятилетия, — и старинного императорского собрания, восходящего к приобретениям Екатерины II. Для выставки отобраны работы из «библиотеки архитектуры» Фонда Сергея Чобана, которая в 2013 году составит ядро Музея архитектурного рисунка в Берлине.
Обе коллекции представляют и ранее не выставлявшиеся произведения — новейшие берлинские приобретения и новые петербургские атрибуции. К последним относятся архитектурные зарисовки Берто ди Сансеполькро, редкая композиция, приписываемая Жану Гужону, легендарный проект Театра Иезуитов в Коллеже Людовика Великого, созданный под руководством Блонделя Младшего. Выставка выстроена по принципу диалога двух коллекций, который отражен и в каталоге (Издательство Государственного Эрмитажа, 2012). Рисунки в нем объединены в пары: это работы, приписываемые одному и тому же архитектору (можно сравнить два рисунка Тома де Томона, Клериссо), выполненные на одну тему или же лишь косвенно дополняющие друг друга, по-разному развивая сходную идею. Таковы два монумента памятника эпохи Французской революции — памятник Геркулесу Галльскому работы Петито и проект памятника на развалинах Бастилии работы Приёра. Зарисовке колонны Берто ди Сансеполькро вторит фантазия работы Ж.-Л. Леже. Диалог позволяет провести параллели сквозь века и стили архитектуры, в которых архитектурная фантазия Либескинда по своей благородной причудливости и внутренней музыкальности оказывается неожиданно созвучной проекту фонтана Пино.
По окончании выставки Государственный Эрмитаж с благодарностью примет в дар два рисунка, созданных Сергеем Чобаном, а также серию проектов других архитекторов по созданию комплекса «Набережная Европы».
Куратор выставки — Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук. К выставке подготовлен научный, иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2012). Авторы статей — Д. Ю. Озерков, В. Г. Шевченко, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, и К. А. Малич, младший научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121118_arch.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121118_arch.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.