Art Investment

«Святая Анна: последний шедевр Леонардо да Винчи» в Лувре

Одна из ключевых работ Леонардо — «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» — заиграла новыми красками после недавней реставрации. С сегодняшнего дня ее можно увидеть в Лувре, на выставке картин и набросков Леонардо и его школы

Лувр, 29 марта — 25 июня

Выставки живописи Леонардо да Винчи в лондонской Национальной галерее минувшей осенью прошла с необычайным успехом, поэтому не удивительно, что и Лувр решил устроить у себя экспозицию великого флорентийца. Тем более что в коллекции Лувра есть последний его неоконченный шедевр «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», который после недавней реставрации заиграл новыми красками. Картину можно увидеть на выставке «Святая Анна: последний шедевр Леонардо да Винчи», открывающейся в Лувре сегодня.

Реставрация «Святой Анны» была делом непростым: в ходе 18-месячных работ двое экспертов уволились из комитета, руководившего процессом обновления полотна. Хотя они и хранили молчание о причинах, побудивших их к уходу, многие предположили, что эксперты были не согласны с чересчур агрессивной очисткой холста.

Но сотрудники музея эту версию опровергают. В сопроводительных материалах к выставке сказано, что «очень аккуратная реставрация заново открыла полотно теплых и холодных тонов и вернула к жизни великолепную ляпис-лазурь и багряно-красный цвет». В зависимости от вкуса кому-то может показаться, что картина лишилась духа старины, а кто-то, наоборот, насладится ее свежими красками.

Аккомпанируют солирующей работе выставки еще 130 экспонатов — рисунки и наброски, сделанные рукой Леонардо, картины и скульптуры Рафаэля, Микеланджело, Понтормо и других авторов, черпавших вдохновение в «Святой Анне».

Наиболее уместно в экспозиции смотрится знаменитый рисунок Леонардо углем и мелом «Мадонна с младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем» (1499–1500) из Национальной галереи Лондона (так называемый «эскиз из Берлингтон-Хауза»). На рисунке Святая Анна, Мадонна и Христос изображены в иных, нежели на картине, позах: Спаситель склоняется не к ягненку, а к другому мальчику — маленькому Иоанну Крестителю.

Кроме того, в экспозиции есть и другие эскизы к «Святой Анне» из Королевской коллекции Виндзорского замка и Британского музея.

История картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» не менее загадочна, чем улыбка самой святой, напоминающая нам улыбку Моны Лизы. Историк Джорджо Вазари в своих мемуарах сообщал, что Леонардо выставлял набросок к этой картине во флорентийском конвенте, однако так и не написал этой картины маслом. Исследователи трактовали эту фразу искусствоведа однозначно — живописное полотно со Святой Анной написано не Леонардо. Это подтверждалось, например, тем, что работа впервые была каталогизирована в Париже, а не во дворце Фонтенбло, резиденции покровителя Леонардо короля Франциска I. И только в 1876 году, когда был обнаружен дневник секретаря кардинала Антонио де Беатиса (Antonio de Beatis), все сомнения насчет авторства «последнего шедевра Леонардо» были разрешены: в 1517 году, во время визита Беатиса в Амбуаз, где Леонардо провел последние годы жизни, мастер сам показывал гостям свои работы, среди которых была и «Святая Анна». А недавно обнаруженная запись флорентийского чиновника Агостино Веспуччи (Agostino Vespucci) гласит, что известный своей медлительностью Леонардо работал над «Святой Анной» с 1503 года.

Одна из многочисленных работ мастерской да Винчи на выставке — это известная копия «Моны Лизы» из Прадо. Недавние исследования опровергли прежнюю, более позднюю датировку этой работы. Было доказано, что копия была написана примерно в одно время с оригиналом Леонардо, а значит, является самой первой из известных копий «Моны Лизы». Автором этой копии, возможно, был ученик Леонардо Салаи (Джан Джакомо Капротти), и похоже, что он закончил свою работу даже раньше учителя: работы, в частности, различаются некоторыми деталями фона, по-видимому, исправленными на оригинале уже после копирования.

Источники: bloomberg.com, artdaily.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120329_leonardo_louvre.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120329_leonardo_louvre.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».