Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Выставка Бориса Федорова «Стекло. Графика»
ARTinvestment.RU   10 сентября 2011

В Российской академии художеств — ретроспектива известного мастера художественного стекла Бориса Федорова

На этой неделе в Российской академии художеств (Пречистенка, 21) открылась выставка произведений известного мастера художественного стекла, заслуженного художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии художеств Бориса Федорова. Персональная выставка покажет весь диапазон исканий мастера, отдавшего почти четыре десятилетия декоративно-прикладному искусству и дизайну, высветит его яркую индивидуальность. Композиции из стекла, рисунки и пастели Федорова, в Москве представленные столь широко впервые, открывают зрителю доступ в его творческую лабораторию и выявляют все грани его дарования.

Имя Бориса Владимировича Федорова (род. 1948), одного из крупнейших отечественных художников-прикладников, прочно связано с авторским стеклом. С 1970-х годов Б. Федоров посвятил себя стеклопластике, уже в ранних работах проявив креативный подход к традиционному материалу. Сегодня Федоров, зарекомендовавший себя как смелый экспериментатор, — один из лидеров того направления в стекольной пластике России, которое принадлежит к мировому студийному движению “Glass Studio Movement”.

Хорошо известны декоративные объемные композиции, ставшие своеобразными вехами на пути мастера: «Киммерия», «Сугробы», «Вираж», «Плач Пенелопы», «Реликты», «Застывшая волна», «Опасная игра», «Веранда». В то же время мастер отмечает: «К уже сделанным работам мое отношение трепетное, но вижу их во времени — они там! Повторяться я практически не могу, да и условия, окружающий мир и я сам, — всё меняется. Но сами идеи — вечные, и они приходят опять и опять в разных вариациях».

Борису Федорову присущи дерзкий новаторский подход, готовность импровизировать и рисковать. В процессе интенсивной работы в стеклопластике он постоянно находится в поисках новых форм и образов, однако подчеркивает, что «потом идет жестокий отбор, но этого требует профессионализм и диктует опыт». В основе его творческого метода — неиссякаемый интерес к органической и оптической природе стекла, ко всей широте спектра его знаковых форм, декоративных и функциональных качеств. При этом он мастерски оперирует приемами, присущими труду скульптора и живописца.

Строгий вкус, лаконизм мышления, профессиональные навыки побуждают Федорова к жесткой борьбе со всем тем, что шло бы вразрез с чисто пластическими характеристиками произведения. Он освобождает стекло от наслоений салонности и «гламура», заостряет самоценность материала и композиции, выявляя ее ритмику и динамику. «Всё меньше желания передавать внешне видимое, литературное, доступное непосредственному впечатлению, всё больше стремления к свободе собственных ощущений от окружающего мира и бытия, к их прямому переводу в пластику материала, будь то графика, живопись и особенно стекло», — так поясняет художник свои замыслы.

Владея всеми секретами стекла, Федоров умеет так обращаться c этой хрупкой и «упрямой» субстанцией, почти до бесконечности варьируя ее образные возможности, что зачастую добивается неожиданного эффекта. В последние годы наибольший интерес у художника вызывает светоносность и прозрачность стекла, стереоскопичность пространства внутри стеклянного пузыря. Именно эти свойства материала он стремился обыграть в новых работах, из которых по преимуществу составлена выставка. «Стекло требует отдать ему должное — его прозрачности, метафоричности, абстрактности», — убежден мастер.

Борис Федоров — натура разносторонняя и эмоциональная, он стремится выразить и гармонию мира, и его драматизм, задумывается о сущности трагического. Склонный к универсальности, художник легко и азартно переходит от выдувной стеклопластики к живописи на стекле, проявляет живой интерес и к другим, более традиционным живописным техникам. Важная грань дарования Б. Федорова связана со станковой графикой, в которой он опирается на мощную традицию петербургской графической школы. В камерных рисунках, особенно в пейзажных пастелях, художник исходит из натурных впечатлений. Вместе с тем и его графические листы, и стеклопластика, чаще демонстрирующая склонность автора к абстрактным мотивам, выявляют талант монументалиста.

Тем не менее, при работе в любой технике Федоров помнит о том, как важна «связь с материалом — то подчинение его стихиям, то насилие над ним, когда чувствуешь себя хозяином положения! Нежная пластика живого гутного стекла контрастирует с жёстким обработанным стеклом, и в этом, как тёплое и холодное в живописи, две противоборствующие стороны, которые дают импульс к творчеству», — подчеркивает художник.

Стремление к импровизации, тяга к свободной форме выражения характерны для всего творчества Бориса Федорова. Произведения мастера полны философских размышлений о мироздании. В последние годы его композиции образно усложнились, обрели больше лаконизма и экспрессии. В серии «пластов» из стекла заметно пристальное внимание автора к макро- и микрокосмосу. Раскрывая почти неисчерпаемый потенциал столь удивительного материала, художник находит новые краски, символы и ассоциации, подчас воздействуя на зрителя на иррациональном, чувственном уровне.

Отличие нового проекта Бориса Федорова, реализованного в залах Академии художеств, — как более крупный масштаб экспозиции, так и желание мастера показать свои совсем «свежие» произведения, новейшие авторские разработки. В экспозицию вошло свыше 100 произведений декоративно-прикладного искусства и графики из мастерской художника, исполненных в последнее десятилетие: стекольная пластика, станковая графика и пейзажи в технике пастели.

Автор надеется ввести зрителя в круг волнующих его проблем, как, например, тема прозрачности стекла, которая звучит в обширном ряде недавно созданных работ. «Возврат к прозрачности стекла после драматических и философских проблем, которые я затрагивал в предыдущие годы, лежит в основе концепции данной выставки», — поясняет Федоров. Ярким и насыщенным краскам, а также экспрессии контрастов, которые отличают его произведения прежних лет, мастер предпочел бесцветное или слегка тонированное, порой матовое стекло с тонкой нюансировкой. Вместе с тем, наряду с колористическим минимализмом, целый ряд фрагментов экспозиции строится на энергичных цветовых акцентах, связанных с изысканным использованием разнообразных оттенков желтого, зеленого, синего.

Вновь созданные произведения свидетельствуют о непрекращающихся исканиях и непрестанно возникающих идеях. Владение широчайшей палитрой художественных приемов и технологических решений преломляется в смелые новые образы. Таковы работы «К прозрачности», «Над землей», «Бабушкин хлеб», «Реликт V», «Другой ландшафт», «Исчезновение», «Архитектон», «Вечное движение», «Предчувствие победы», «Дошел до Берлина», «Золотая луна».

К самому последнему времени, отмеченному новыми темами, относятся произведения «Лирика», «…Не от неба», «Другое пространство», «Малый тотем», «Ныряльщица», «Моя дорога», «Синяя дудочка». Интересны и выразительны серии графических пейзажей: построенные на тончайших нюансах серого, коричневого, зеленого, синего и желтого, на умелом выявлении всех возможностей техники пастели, они пронизаны особым лиризмом и гармонией.

Достижения Бориса Федорова в искусстве отмечены наградами Российской академии художеств, Союза художников России и др. организаций. Авторитет его на международной сцене еще в 1980-е годы подтвержден золотой медалью Квадриеннале в Эрфурте.

Произведения мастера включены во многие музейные коллекции России, включая собрания Государственного Эрмитажа, Исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Царицыно», Государственного центра современного искусства, Тверской областной картинной галереи, а также в частные собрания России, Германии, Дании, Нидерландов, Чехии, США и еще ряда стран.

Источник: rah.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110910_fed.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110910_fed.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх