Наталия Богданова. «Живая глина»
В Российской академии художеств вчера открылась выставка керамики народного художника РФ Наталии Богдановой «Живая глина», приуроченная к 80-летию мастера
В Российской академии художеств вчера открылась юбилейная выставка народного художника РФ Наталии Богдановой «Живая глина», приуроченная к 80-летию мастера.
Вклад Наталии Богдановой в формирование декоративно-прикладного искусства современной России трудно переоценить. В 1960-е годы Наталия Николаевна Богданова (род. 1931) стояла у истоков новаторского направления в отечественной керамике — декоративной пластики свободных форм. Эта поистине уникальная авторская керамика привнесла в российское прикладное искусство креативное отношение к возможностям традиционных материалов и вызвала всплеск творческих исканий.
Сразу по окончании Московского художественного института им. В. И. Сурикова (1958), где ее учителями были крупнейшие советские скульпторы Н. Томский, М. Манизер, Д. Шварц, Наталия Богданова избрала для себя путь керамиста. Уже в первых ее самостоятельных работах, которые появились на выставках еще в начале 1950-х, было заметно стремление к свободе пластического высказывания. Персональная ретроспектива в залах Российской академии художеств охватывает более полувека интенсивной творческой деятельности мастера.
Произведения Н. Н. Богдановой хорошо иллюстрируют разнообразие пластических вариантов, которые дает древнейшая техника — глина, закаленная в огне: это и бытовые предметы, и декоративные изделия, и анималистическая скульптура. Нередко работы художницы, склонной к монументалистским решениям, складываются в условно-метафорические ансамбли. Изначально реалистический образ органично перерастает в символ, а с обыденными предметами происходят неожиданные метаморфозы.
Для индивидуального почерка Н. Н.Богдановой характерно стремление к крупному масштабу, обобщенному объему, исполненному внутреннего напряжения. Подобно ваятелям античности, она предпочитает в керамике монохромность, чаще всего обращаясь к белому цвету и лишь штрихами цветных солей и золота акцентируя детали. Монументальный пластический язык позволяет наделять непривычным смыслом традиционные вещи: так, в композиции «Москва. Звонят колокола» обычный чайник напоминает древнерусский белокаменный храм, а в композиции «Движение» вазы словно перерастают в колонны и чаши фонтана. Метафорическое мышление автора заставляет увидеть в сочетании вертикалей и круглящихся форм почти утилитарных сосудов изображение духовых инструментов (композиция «Музыка»), рождает ассоциации с гармонией басовых и высоких звуков.
Многочисленные работы Богдановой-анималиста не только обыгрывают фигуры животных и птиц, способные оживить и украсить функциональную вещь, но и передают устремленность ввысь (композиция «Взлетающие птицы»), торжественность («Львы сторожат город»), идею вечного круговорота жизни («Караван») или неукротимое стремление к свободе («У моря. Чайки на берегу»).
Особняком стоят работы в жанре портрета и тематические композиции, в которых Н. Н.Богданова выступает как скульптор классической школы («Портрет матери», «Мама задумалась», «Новое блюдо»). Мягкий юмор окрашивает такие произведения, как «Галина Волчек» или «Ручной зверь (Портрет сына)».
Произведения Наталии Богдановой входят в коллекции Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково», Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», других российских и зарубежных музеев, а также в частные коллекции.
В экспозицию включено свыше 100 произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания автора. Среди них композиции из серии «Театр «Современник», циклы «Троица» и «Тысячелетие (к 1000-летию Крещения Руси)», многочисленные декоративные серии («Звуки музыки», «Волна», «Архитектура лука»), станковые работы («Материнство», «Портрет сына», «Мама», натюрморт «Мастерская»).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110518_rah_bogdanova.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110518_rah_bogdanova.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.