«Стеклярусный кабинет. Панно из Китайского дворца в Ораниенбауме» в Государственном Эрмитаже
На выставке представлены стеклярусные панно из Китайского дворца в Ораниенбауме, отреставрированные в Лаборатории научной реставрации тканей ГЭ. О ходе работ рассказывает специальный иллюстрированный буклет
Сегодня, 8 декабря, в Зимнем дворце Эрмитажа (залы № 169–173) открывается выставка «Стеклярусный кабинет. Панно из Китайского дворца в Ораниенбауме», на которой представлен уникальный реставрационный проект, выполненный в Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа. Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем-заповедником «Петергоф».
Стеклярусные панно были переданы на реставрацию из Китайского дворца в Ораниенбауме в Государственный Эрмитаж в сентябре 2009. Тогда же была созвана Реставрационная комиссия, возглавляемая Г. В. Вилинбаховым, заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе; в состав комиссии вошли: С. Б. Адаксина, главный хранитель Государственного Эрмитажа, Т. А. Баранова, заведующая Отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа, М. В. Денисова, заведующая Лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа; Е. Я. Кальницкая, Генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф», Т. Н. Носович, главный хранитель ГМЗ «Петергоф», Н. Ю. Бахарева, заведующая филиалом «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф», С. А. Симкина, начальник Отдела декоративно-прикладного искусства ГИОП и другие.
К моменту начала работ все вышитые стеклярусные панно были сильно загрязнены, деформированы, имели пятна плесени, затеки от протечек. Нити стеклярусных низок ослабли, низки провисли, во многих местах оборвались. По краям были многочисленные осыпи стеклянных трубочек. Вышивка синелью по всей поверхности покрыта грубыми записями краской. Краска лежала плотным слоем, образуя жесткую, растрескавшуюся корку, и, практически закрывая первоначальную бархатную поверхность вышивки, искажала цветовую гамму панно. Местами нити вышивки были сильно вытерты, бархатный ворс синели утрачен, основа нитей истончена, нити вытянуты. В местах сильных потертостей и утрат нитей синели был виден холст — основа вышивки, также покрытый краской. По краям холста по всему периметру многочисленные разрывы и дыры от гвоздей, пятна ржавчины. Льняная подкладка каждого панно также была сильно загрязнена и деформирована, местами разорвана, заражена спорами плесневых грибов. На подкладочном холсте видны следы старых починок: нити крепления стекляруса, дополнения вышивки синелью и шерстяными нитями, выполненные в разное время.
После пробных расчисток и полного обследования панно, выполненного совместно художниками-реставраторами и сотрудниками Лаборатории биологического контроля и Отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа, была разработана методика реставрации. Реставрационные работы, которые длились в течение года, состояли из нескольких этапов: были проведены биологические и химико-технологические исследования. Анализ полученных данных свидетельствовал о высокой степени заражения экспонатов спорами плесневых грибов. Исследовался состав связующего и пигментов, а также состав пятен и проклеек оборотной стороны вышивок. Результаты исследований подтвердили возможность и необходимость водной очистки панно.
Необходимо было размягчить и удалить грубые записи краской с бархатной поверхности вышивки и плотный слой загрязнений со всей поверхности панно, а также размягчить и частично удалить проклейки с оборотной стороны. После того как каждое панно было очищено, оно было дублировано на новый холст, и начался самый длительный этап реставрации — укрепление вышивки. Сначала укреплялись все «слабые» места основы вышивки. Особое внимание было уделено наиболее поврежденным краям панно. Затем было проведено укрепление отстающих и осыпающихся трубочек стекляруса согласно рисунку вышивки. Укрепление нитей синели на всей поверхности вышивки проводилось шелковыми нитями в соответствии с цветом рисунка. Оригинальные нити «синель», которыми выполнена вышивка, имеют не только различные цвета, но и разное строение. Ворс состоит из волокон шелка, а нити-основы синельки различны — шелк, лен, и даже тонкая медная проволока. Так как ворс синели во многих местах был утрачен, и сохранилась лишь сердцевина нити, часто состоящая из нескольких волокон контрастного цвета, для укрепления сохранившихся нитей вышивки были использован подобранный в цвет шелк, скрученный в необходимом цветовом сочетании.
В результате реставрации и консервации все двенадцать панно очищены от плотного слоя загрязнений и плесени. Благодаря очистке и удалению поздних закрашиваний вышивке удалось вернуть первоначальную цветовую гамму и раскрыть изящный рисунок. Бархатные нити синели и стеклярус укреплены. Утраты стекляруса восполнены в строгом соответствии с оригинальной техникой.
Реставрационные работы были выполнены в Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа (М. В. Денисова, Заведующая Лабораторией, художники-реставраторы Г. Г. Федорова, Л. Н. Логинова, Т. В. Грунина-Шкварок, М. Н. Тихонова, А. А. Шапран). По окончании реставрационных работ в Китайском дворце стены Стеклярусного кабинета вновь украсят уникальные стеклярусные панно.
В ноябре 2010 «Стеклярусный кабинет. Панно из Китайского дворца в Ораниенбауме» получил специальный приз «За реставрацию» имени И. П. Саутова в номинации «Лучший реставрационный проект» премии «Музейный Олимп», учрежденной межведомственным Музейным советом и правительством Санкт-Петербурга.
К выставке подготовлен иллюстрированный буклет, рассказывающий о ходе реставрационных работ, выпущенный Редакционно-издательским отделом Государственного Эрмитажа.
Выставка продлится до 20 марта 2011 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101208_hermitage_steklyarusniy_kabinet.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101208_hermitage_steklyarusniy_kabinet.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.